Вы когда-нибудь нарушали правила настольной игры так, чтобы ваши дети не проиграли? Замедлялись ли во время шуточной «гонки» на велосипедах, чтобы ваш ребенок пришел к финишу первым? На первый взгляд, это имеет смысл. В отличие от маленького дошкольника взрослый человек может легко справиться с проигрышем и переключиться на что-то другое. Позволяя ребенку выиграть, вы тем самым защищали его от плохого самочувствия и скверного настроения.
Однако, согласно исследованиям, поражение – это для детей хорошо, оно помогает им развиться в эмпатичного (чуткого) и уравновешенного человека.
Как родители мы хотим защитить наших детей от боли, и это вполне естественно. Но иногда им просто необходимо испытывать дискомфорт, а порой и большие разочарования, чтобы расти и развиваться дальше.
Если ваш ребенок реагирует на проигрыш тем, что дуется или швыряет на пол фрагменты игры, ему, конечно, трудно в такой момент вспомнить о том, что этот опыт нужен для его же блага. Но если он научится преодолевать такую незначительную потерю сейчас, он получит большую пользу в будущем. И вот в чем ее значение.
Навыки преодоления (копинг-навыки). Мир – это место, в котором зачастую царит дух соревнования. Для ребенка будет легче проиграть в настольную игру дома с любимыми и любящими родителями, чем преодолеть сильные переживания во время своего первого проигрыша в общественном месте, например, в детском саду перед целой группой детей. Малыши, которые проходят через практику проигрыша, приобретают хорошие свойства характера, присущие спортсменам. Если они и проигрывают, то развивают и укрепляют способность справляться с различными ситуациями и преодолевать трудности.
Обучение на ошибках. Если игра требует специфических навыков или применения определенных стратегий, проигрыш подарит детям возможность проанализировать, что они могли бы сделать лучше. Например, спортсмены часто просматривают видеозаписи своих выступлений, чтобы определить свои слабые места в игре. Каждый день мы делаем ошибки и учимся на них. Вот, к примеру, если вы допустили ошибку, то как обычно поступаете в следующий раз?
Уверенность в себе. Дети могут совершенствовать свои навыки и таким образом лучше играть в игру, в которой раньше проигрывали, в результате они учатся чему-то новому. Они смогут более осознанно формировать веру в себя и глубокое уважение к своим достижениям. К тому же, они усвоят одну ценную вещь: хорошее выполнение чего-либо является следствием вложенных усилий и стараний.
Эмпатия. Дети не могут отождествить себя с теми, кто переживает поражение, если у них самих никогда раньше не было подобного опыта. Каждый раз, когда ваш ребенок проигрывает в игре, он получает маленький урок, что в жизни каждый должен бороться и прикладывать усилия, будь то в учебе, чтобы успешно сдать тест или экзамен, или в упорных тренировках по футболу, чтобы забить отличный гол. Мы способны чувствовать эмпатию, когда сами пережили какую-то боль.
Самообладание. Ни один ребенок не может сохранять самообладание во всех случаях жизни. Но потеря самообладания показывает детям, что они не могут рассчитывать на постоянное получение только хороших навыков, а также учит тому, что они должны вести себя хорошо, находясь в окружении других людей, иначе рискуют прослыть «плаксой» или «неудачником». Как и любой навык, красивый проигрыш достигается с помощью практики.
Радость в веселье. Дети, умеющие справляться со своим проигрышем, могут прекрасно проводить время, играя в различные игры, и получать от них удовольствие, даже если при этом не выигрывают. Самое главное заключается для них не в результате, а в радости совместного времяпрепровождения.
Жизнь полна шансов показать детям, что проигрыш – это не конец света. Например.
Признавайте ошибки. Будьте открытыми со своими детьми, рассказывайте им о своих собственных ошибках и о том, каким образом вы их исправляли. Это учит тому, что никто не идеален. Все мы каждый день совершаем ошибки. Возможно, и вы сегодня, готовя по рецепту новое блюдо, забыли положить в него один из ингредиентов?.. Будучи взрослыми, мы должны смело признаться в этом.
Подсчитывайте… иногда. Будет хорошо, если вы постараетесь поддерживать баланс между тем, когда подсчитываете результаты игры, и тем, когда не подсчитываете. При этом вы можете акцентировать внимание на том, что просто хорошо проводите время – это послужит способом предотвратить проигрыш. Но если вы вовсе не будете подсчитывать, ваши дети так и не узнают, что проигрыш все же был, а значит, не узнают, что они проиграли.
Бросьте ребенку вызов. Заинтересуйте своих детей стремиться более «профессионально» выполнять свои повседневные задачи. Сыграйте в игру, которая будет немного сложнее, чем та, в которую вы играли раньше. Или дайте задание сделать что-то по дому – что-то, что немного превышает их возможности. Пусть они видят, что могут этому научиться.
Дети, которым никогда не позволяли проигрывать, могут вырасти тревожными и склонными к депрессивным проявлениям, ведь они никогда не учились справляться и преодолевать такие моменты, когда жизнь оборачивалась как-то не так, как они ожидали. Внутри, в своих размышлениях, они не понимают, что происходит, и чувствуют, будто весь мир стремится навредить им.
Но если ребенок опытным путем изучит тот факт, что можно проиграть игру и весь оставшийся день быть целым и невредимым, он уверенно пойдет по пути подготовки к реальной жизни.
Наша задача как родителей не просто в том, чтобы дети были счастливы, наша задача помочь им быть счастливыми в этом мире.