Сторонники денежного поощрения детей за школьные оценки и помощь в домашней работе ратуют за то, что это хороший стимул и инструмент воздействия. Применяя такой подход, родители ожидают, что ребенок, мотивированный будущей наградой, научится добиваться результата и самостоятельно распоряжаться заработанными средствами.
Противники данного метода, среди которых большинство современных психологов, считают, что школа – не работа, а прямая обязанность ребенка, одиннадцатилетний этап получения знаний, которые он сможет применить в дальнейшем, чтобы зарабатывать деньги.
В нашей культуре не принято оплачивать то, что не относится к профессиональной деятельности. Родителям не платят за поход по магазинам, уборку или приготовление еды, хозяйственными делами в семье занимаются, чтобы поддерживать комфорт и уют. И в рабочей среде есть виды деятельности, которые не предполагают оплату, например, волонтерство. Если с детства дать ребенку установку на то, что любое действие предполагает вознаграждение, это не позволит ему узнать, что существуют и другие мотиваторы: моральное удовлетворение от выполненной работы, сам факт получения хорошей оценки за учебу, похвала родителей или учителя.
Подводные камни денежного поощрения:
— уменьшается ценность учебы как таковой, в приоритет возводится значимость оценки;
— может случиться так, что финансовые возможности семьи не позволят легко выделять средства на оплату школьных оценок, и схема перестанет работать;
— есть вероятность, что детские запросы возрастут и в какой-то момент выдаваемой суммы в понимании ребенка будет недостаточно;
— если в семье растут дети с разными способностями, и для одного не так сложно получить пятерку, а другому нужно долго стараться ради четверки, возможны обиды из-за того, что вознаграждение выплачивается непропорционально и нечестно;
— мотивация может оказаться кратковременной и снизиться, если у ребенка не получается достичь желаемого результата;
— важность денег для детей может быть переоценена. Однажды ребенок может отказаться помогать по дому просто потому, что сейчас ему не нужны сто рублей;
— материальное вознаграждение не решает первоначальной проблемы.
Если хороших оценок нет по причине лени, нехватки природных способностей к каким-либо предметам, отставания из-за пропущенных по болезни занятий, то обещание награды не изменит первопричину.
А если метод работает?
Исключения из правил находятся всегда. Бывают дети с определенным складом характера, которые с малых лет настроены на зарабатывание денег, любят копить, пересчитывать капитал, приумножать его. Для них материальная компенсация – не просто сильная мотивация, но и образ жизни.
Денежное поощрение становится уместным и с подростками, которые усиленно готовят себя к взрослой жизни, желают большей свободы и самостоятельности, но в силу разных причин – от законодательных (в РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет) до нехватки свободного времени – не могут заработать на дополнительные расходы.
В таком случае специалисты советуют родителям оплачивать ребенку работу «сверх нормы» – ту, за которую вы бы заплатили профессионалам: например, за вскопанные грядки в саду или желание посидеть с младшими членами семьи, пока взрослые проведут вечер в гостях.
Как мотивировать детей?
Мысль о том, чтобы вознаграждать за оценки, не возникает, когда поощрения – и так часть жизни, и приятные мелочи – материальные и нематериальные – происходят по поводу и без повода, просто потому что членам семьи приятно радовать друг друга. Хорошо, когда эта радость спонтанна: бывает гораздо приятнее, если родители отмечают участие ребенка в олимпиаде или окончание учебного года не по плану, а неожиданным сюрпризом в виде совместного похода в кафе или подарка. Важно не возвеличивать значение оценок, хвалить детей не только за результат, но и за процесс достижения результата.
Хорошо, когда с определенного возраста у ребенка существует возможность получать карманные деньги, есть понимание суммы этих денег и на что они даны. Ребенок спокоен, когда не возникает острой проблемы, где взять средства на нужную вещь, а есть договоренность, которая соблюдается родителями и детьми. Например: школьная еда оплачивается из карманных денег, одежда покупается на зарплату родителей, на крупные игрушки и гаджеты можно накопить или получить их по завершении какого-то периода: окончание школьного семестра, день рождения.
Чтобы не провоцировать ситуации, когда ребенок то и дело ожидает вознаграждения за труд, постарайтесь не пользоваться подкупом слишком часто и в совсем юном детском возрасте. Леденец за убранные игрушки – не лучший способ приучить детей к взаимопомощи, которая по умолчанию должна присутствовать в семье. Будьте аккуратны с выражениями «Будешь хорошо себя вести – куплю игрушку», этот сценарий может привести к неутешительному результату, когда на любую просьбу взрослого ребенок будет ожидать чего-то взамен.