В среднем ребенок слышит 430 замечаний в течение дня, положительных из них всего 30. Понаблюдайте за собой: что вы обычно говорите, когда обращаетесь к ребенку с той или иной просьбой? Как часто вы благодарите его за то, что он делает? Сколько раз в день хвалите? А ведь это тоже замечания, только со знаком плюс, и на них, как правило, дети реагируют.
А вот негативные пропускают мимо ушей. Если ребенок по 10 раз в день слышит «Отстань!», «Прекрати!», «Опять за свое», «Хоть бы минут посидел спокойно», то со временем такие замечания становятся фоновыми, и он просто перестает обращать на них внимание.
То же самое с просьбами, которые мы высказываем приказным тоном и за выполнение которых критикуем. Зачем что-то делать, если старания все равно не оценят, а мнением не интересуются? А еще дети хорошо чувствуют фальшь, и, если давить на чувство вины или манипулировать, они с меньшей охотой откликаются на просьбы или отреагирует на замечания.
Если мы в чем-то обвиняем ребенка или угрожаем ему («Быстро садись за уроки, а то папа придет и накажет тебя!»), он становится в оборонительную позицию и не слышит даже самых разумных доводов. Ему кажется, что он в опасности, поэтому сначала нужно защитить себя, а потом разбираться с тем, о чем просят.
Малышам в силу особенностей психики сложно воспринимать запросы с частицами «не». Когда мы просим их не бегать, не разбрасывать вещи или не кричать, им требуется время, чтобы перевести с языка взрослого на свой собственный и понять, что именно от них хотят.
Кроме того, против детей играет и их рассеянность. Они не против выполнить просьбу, но отвлеклись на интересную игру, новый рассказ Драгунского или прогулку с друзьями, и просто забыли о том, что обещали сделать.