Желания — неважны. Ты хочешь поесть чего‑нибудь вкусного, чтобы получить энергию и удовольствие? Ни в коем случае! Лучше обмажься увлажняющим муссом с запахом шоколадного пирога, ванильного крема или клубничного джема. Терпи.
Удобство — неважно. Ты отказываешься красить ресницы, потому что не сможешь поплакать или потереть глаза? Не хочешь носить узкую юбку и шпильки, потому что в них неудобно ходить и бегать? Тебе некомфортно иметь длинные волосы, носить тончайшие колготки, трусы из двух веревочек, впивающихся в попу, облегающую одежду, светлую одежду, тесную одежду? Терпи.
Чувства — неважны. Тебе больно вырывать сотни волос в самых нежных и чувствительных местах тела? Ты устала от изнурительной пробежки? Провела целый день в неудобной обуви и натерла мозоли? Терпи.
Здоровье — неважно. Диеты оставляют твои мышцы, кости, внутренние органы без полезных веществ, каблуки уродуют ноги и спину, разрекламированное средство для похудения обезвоживает тело и бьет по почкам? Терпи и не жалуйся.
И ты привыкаешь, что так и должно быть. Что ради красоты можно и нужно терпеть боль, неудобства, страдания. Что это нормально — не обращать внимания на тело, не заботиться о его желаниях, здоровье и удобстве, не слушать, чего оно хочет. Мучить его, издеваться над ним, требовать от него невозможного.
Я перечитала предыдущий абзац и поняла: это же пытки. Вот что я описала. Между прочим, международное право запрещает пытки и любые жестокие, бесчеловечные, унижающие достоинство действия. Так нельзя поступать с людьми. Ни с кем. Даже с преступниками. А мы поступаем так сами с собой. Со своим телом. Мы пытаем его. Зачем?
Я делаю это для себя!
Ты можешь возразить: «Я хожу на каблуках и крашусь, выщипываю брови и удаляю волосы на ногах — для себя! Мне самой нравится и хочется так делать — значит, это желание мое».
Как проверить, действительно ли желание — твое?
Представь, что ты попала на необитаемый тропический остров. После кораблекрушения твои вещи вынесло на берег. Станешь ли ты делать то, что раньше делала «для себя»? Напомню: на острове нет людей — есть только ты.
Ты точно будешь собирать фрукты или ловить рыбу, чтобы прокормиться. Ты нарвешь веток и построишь жилье, чтобы в нем ночевать и укрываться от дождей. Ты помоешься, чтобы оставаться чистой. Ты наденешь сандалии на плоской подошве, чтобы при опасности быстро убежать или забраться на пальму. Но станешь ли ты выщипывать брови? Красить ресницы? Удалять волосы на ногах? Носить каблуки?
Представить, что ты оказалась на острове, не очень легко. Есть и другой способ разделить «для себя» и «для других». Для себя мы делаем то, что делаем, когда находимся наедине с собой.
Начались каникулы. Ты собираешься весь день провести дома: читать книги и смотреть кино. Ты встаешь с постели. Ты накрасишь глаза и губы или просто умоешься? Наденешь туфли на каблуках или тапочки? Какая одежда будет на тебе: удобная или нет? Простая проверка. И на многое открывает глаза, если быть честной.
Чего требует общество от женщин: стандарты красоты
Ты можешь возразить: «Но ведь мы живем не на необитаемом острове. Там я могу хоть голышом ходить. Мы живем в обществе, поэтому должны соблюдать правила. Я же не пойду в школу в пижаме и тапочках, а в магазин — в водолазном костюме. К тому же от мужчин тоже требуют прилично выглядеть. При чем тут стандарты красоты?».
Ты права: есть требования, которые общество предъявляет к внешности и мужчин, и женщин. Например, носить одежду, которая не пачкает окружающих и соответствует ситуации. Если человек придет устраиваться на работу в домашнем халате или в штанах, с которых отваливается корка грязи, его осудят, и неважно, мужчина это или женщина.
Однако есть требования, которые общество предъявляет только к женщинам. Это и есть стандарты красоты. От мужчин никто не требует:
выглядеть как можно моложе, скрывать свой возраст;
выглядеть как можно стройнее;
избавляться от волос на всем теле, кроме головы;
изменять черты лица с помощью макияжа;
носить неудобную одежду и обувь, которая четко распознается как «женская» (узкие юбки, обувь на каблуках).
Справедливые требования существуют для всех, а стандарты красоты — только для женщин. Опрятно выглядеть — справедливое требование. Делать макияж, носить обувь на каблуках, брить ноги — стандарты красоты.Ты можешь возразить: «Бритье волос нужно для гигиены. Я не хочу быть грязной. Дело в этом, а не в стандартах красоты».
Если бритье нужно для гигиены — нам стоит избавляться от всех волос, которые растут там же, где расположены потовые железы. И на голове в том числе. Однако никто не призывает брить голову. Только все остальное. Почему? Потому что таковы требования стандартов красоты. Женщина должна быть гладкой и безволосой, как пластиковая кукла или девочка до полового созревания. Но брить волосы на голове — что за странная идея?
По-моему, куда более странна идея, что волосы в подмышках отвратительны, а на голове — нет. Или что волосы в женских подмышках — гадость, а в мужских — обычное дело, ничего такого. Хотя это одни и те же волосы.
Брить ноги и делать макияж — это мой свободный выбор. Точно?
Ты можешь возразить: «На меня стандарты красоты не повлияли. Я сама решила, что буду брить ноги. Это мой свободный выбор! Я же имею право выбирать?».
Конечно, да. Но я не уверена, что выбор брить ноги можно назвать свободным. Давай попробуем разобраться, что такое свободный выбор.Во-первых, свободный выбор не навязывают: тебе не преподносят один вариант как лучший или как единственно верный. От тебя не скрывают, что есть и другие варианты.Во-вторых, за свободный выбор ты не получишь оценки: ни похвалы, ни осуждения.
Пример 1. Ты выбираешь, какое мороженое купить: клубничное или шоколадное. Тебе не навязывают ни то, ни другое. Тебя не будут осуждать, если ты съешь шоколадное, а не клубничное. Это свободный выбор.
Пример 2. Ты выбираешь, какое мороженое купить: дорогое, чью рекламу ты видишь каждый день, или дешевое, о котором только что узнала.
Нельзя сказать, что тебе ничего не навязывают. Цель рекламы — убедить тебя купить товар. В идеале — сделать так, чтобы ты его захотела и решила, что это твое желание. Когда каждый день видишь рекламу, поневоле заинтересуешься. В магазине ты замечаешь известную марку, и в голове сама собой проносится мысль: «О! Об этом мороженом я столько слышала — дай‑ка попробую, вдруг оно и вправду вкусное». Это не свободный выбор.
Пример 3. Ты нашла в уголке шкафа свои старые джинсы. Они тебе еще впору. Джинсы хорошо выглядят, приятные и удобные. Ты решила надеть их на прогулку с подругами. Но вспомнила, что одна из подруг следит за модой. В этом сезоне в моде джинсы с завышенной талией и с дырками на коленках. А твои джинсы — с заниженной талией и без единой дырки. Ты знаешь, что если подруга увидит тебя в таком виде, она скажет: «Фу, что за старье ты напялила?».
Нельзя сказать, что ты не получишь похвалы или осуждения. Человек, чье мнение важно для тебя, будет думать о тебе плохо, если увидит старые джинсы. Ты понимаешь это — и выбираешь модную модель. Это не свободный выбор.
Пример 4. Ты выбираешь, брить ноги или нет. При этом в журналах, газетах, по телевизору и в интернете ты бессчетное количество раз видела рекламу станков для бритья ног. Реклама обещает необычайную гладкость и комфорт.
Женщины, которые тебя окружают, от реальных женщин до фотомоделей на обложках журналов, бреют ноги. Ты не можешь вспомнить, когда в последний раз хоть где‑нибудь встречала женщину с волосами на ногах.
Ты знаешь, что если на твоих ногах увидят волосы, то тебя — скорее всего — не поймут, высмеют, обзовут, унизят. И твое окружение, и даже незнакомцы.
Ты знаешь все это, и ты выбираешь брить ноги. Можно ли назвать это свободным выбором?
Вот в чем разница между «для себя» и «для других». Иногда «для себя» на самом деле означает «я знаю, что если перестану это делать, то меня осудят окружающие». Или даже «я так часто слышала это и повторяла это, что теперь мне кажется, будто это мое настоящее желание и реальная потребность».
Я знаю на собственном опыте, как сложно выбирать то, за что тебя осудят. И не призываю тебя это делать. Я хочу, чтобы ты сомневалась. Искала ответы. Не давала себя запутать и обмануть. И не называла несвободный выбор — свободным.