Влияние родителей на формирование детей

Влияние родителей на формирование детей

Как родители мы часто думаем, что раз мы любим своих детей, проводим с ними время, общаемся и правильно дисциплинируем, то обеспечиваем им оптимальное развитие. Это верно. Однако более фундаментальную основу формирования личностного развития ребенка закладывают не только наши методы воспитания, но и то, кто мы есть как личности. Наши личностные качества, наше собственное поведение и отношение – это основные факторы, влияющие на формирование самоощущения ребенка, восприятие им самого себя, знаем мы об этом или нет.

Дети, как губка, ежедневно впитывают явные и едва уловимые проявления родителей, их взаимоотношения, манеры и мировоззрение, которые в значительной мере формируют их детскую индивидуальность. У нас, родителей, есть набор собственных личностных качеств, которые мы либо унаследовали от своих родителей, либо приобрели во взаимодействии со значимыми для нас людьми, миром и вследствие уникального жизненного опыта. Даже самый благонамеренный родитель неосознанно влияет на своего ребенка как положительным, так и отрицательным способом. Это универсальное и неизбежное условие.

Родителям полезно знать, каким образом они формируют личность ребенка, и пытаться по возможности предотвращать репликацию нежелательных поведенческих привычек, которые они считают недостойными для собственных детей. Эта статья рассматривает некоторые руководящие принципы и помощь в формировании личности ребенка с точки зрения психологии и эйдетических образов (т. е. в воображении воспроизведенных во всех деталях образов предметов, не действующих в данный момент на зрительные анализаторы).

В идеале, мама является для маленького ребенка источником жизненного опыта. Если она дает тепло, чутко реагирует на потребности малыша, он будет развиваться с сильным чувством целостности. Если мать ребенка подавляет его, проявляет холодность, угнетенность, гнев или враждебность, развитие ребенка будет нарушено.

Отцы же предназначены для того, чтобы подталкивать маленького ребенка к активному взаимодействию и установлению взаимоотношений с миром за пределами материнских объятий. Отец рассказывает ребенку о мире, он берет его с собой в различные места, занимается различными совместными видами деятельности и демонстрирует ребенку способы взаимодействия с окружающим миром. Если у ребенка отец – уверенный в себе человек, любящий и способный увлекательно рассказать о мире вне материнской зоны безопасности, этот мир воспринимается ребенком как приветливое и интересное место, с которым он может смело взаимодействовать. Однако если сам отец испытывает трудности при взаимодействии с окружающим миром, то ребенок может перенять аналогичный образ мыслей, и ему не хватит инструментов для собственных успешных взаимодействий.

Даже самые любящие родители могут передавать детям нежелательные симптомы негативных воззрений, сами не зная об этом. Вот некоторые распространенные примеры:

Чрезмерная назойливость родителей может привести к противоположному результату – ребенок будет скрытным и не слишком щедрым. Когда дети растут в атмосфере излишней навязчивости, назойливого вторжения родителей, скрытное поведение часто входит у них в привычку. Это может иметь последствия для ребенка в будущем, когда он захочет создать глубокие дружеские или романтические отношения, и обнаружит, что не способен делиться своими глубокими чувствами.
Если родители чрезмерно критикуют ребенка, пытаясь научить его делать все правильно, это может привести к тому, что ребенок станет пассивным и нерешительным, опасаясь, что его решения могут подвергнуться критике и осуждению.
Дети, воспитанные в доме, где родители их любят, но при этом постоянно ссорятся друг с другом, могут стать неуверенными в себе, потому что их чувство внутренней целостности и безопасности будет находиться под угрозой.
Тревожащиеся родители могут воспитать беспокойных детей, так как дети не могут расслабиться из-за нервной энергетики своих родителей.
Родители, которые слишком опекают своих детей, могут способствовать развитию у ребенка симптомов депрессии, потому что вынуждают его сдерживать естественную потребность в исследованиях и свободе.
Поэтому при взаимоотношениях ребенка с родителями могут обнаруживаться явные или скрытые симптомы личностных проблем родителей, а жизнь в атмосфере неразрешенных эмоциональных проблем родителей влияет на сознание ребенка в процессе взросления.

Мы часто неосознанно подражаем своим родителям в подходах к воспитанию. Вероятно, вы не раз слышали такие слова: «Я поражена тем, что поступаю так же, как моя мать, когда я была ребенком. Еще прежде чем я успеваю осознать, те же слова, которые говорила мне мама, вылетают из моих уст в адрес дочери».

Яркие примеры такого поведения родителей можно наблюдать в некоторых семьях во время трапезы. Некоторые родители, сами, будучи детьми, за обедом часто слышали в свой адрес следующие слова: «Ради Бога, Иван, когда ты научишься пользоваться вилкой?» или «Перестань размазывать еду по тарелке и просто ешь!». Они до сих пор вспоминают, насколько болезненной для них была такая критика. В глубине души эти дети давали клятву, что никогда не будут так разговаривать со своими детьми. И что же? Проходит 20–30 лет, и уже сами в качестве родителей они поучают детей тем же раздраженным тоном: «Михаил, ради Бога, сколько раз я учила тебя правильно пользоваться вилкой и ножом?» и «Когда ты, наконец, научишься говорить «пожалуйста» и «спасибо» маме, когда она передает тебе хлеб?».

Так же, как мы неосознанно подражаем нашим родителям, наши дети будут подражать нам или реагировать на наше поведение в разных ситуациях. Специалисты в области эйдетической психологии обнаружили, что существует шесть основных вариантов влияния, которое оказывает личность родителя на формирование личности ребенка. При каждом из них ребенок теряет часть своей истинной индивидуальности, так как подражает или реагирует на родителей.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Самые свежие новости медицины в нашей группе на Одноклассниках

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.