Тревога – это нормальная часть поведенческого и эмоционального развития ребенка. Ваш малыш может беспокоиться о посещении детского сада, бояться темноты или езды на велосипеде. Три-четыре года – это тот возрастной период, когда воображение ребенка может разыграться не на шутку, поэтому иногда он боится довольно странных вещей – пиратов, инопланетян, боится читать стихотворение Деду Морозу. Ребенок также может беспокоиться из-за бытовых причин: о том, что вы забудете забрать его из детского сада, что большая собака соседей укусит его за ногу или что другие дети будут смеяться над ним и показывать на него пальцем.
Имея острое восприятие окружающей действительности, ребенок особо чувствителен в те моменты, когда слышит, как мама и папа ссорятся, обсуждают непогашенный кредит или говорят о члене семьи, который серьезно заболел. Некоторые дети по природе своей более тревожны, чем другие. При этом у большинства детей их наиболее причудливые тревоги со временем исчезают самостоятельно.
Испытывают ли дети дошкольного возраста особенные виды тревоги?
Да. Ниже приводится краткое объяснение некоторых наиболее распространенных видов.
Тревога по поводу разлуки. Хотя страх разлуки достигает пика к 1,5 году, он порой возникает и спустя долгое время после детского сада. Рецидивы обычно вызваны определенными событиями, например, началом учебы в школе, изменениями в уходе за ребенком или ночевкой в доме друга. Просто ваш ребенок борется за формирование своей личности, самосознания, что порой приводит его к подобным моментам смятения. Но беспокойство о разлуке имеет и положительную сторону – оно показывает, что ваш ребенок привязан к вам.
Распространенные страхи. Монстры под кроватью, соседская собака, детский бассейн. Фобии дошкольника разнообразны и многочисленны. Они являются продуктом развивающегося воображения ребенка и его способности прогнозировать. Эти опасения могут вырасти из действительного инцидента, например, если ребенка облаяла собака или он стал свидетелем автомобильной аварии. Однако вполне вероятно, что ваш ребенок будет бояться чего-то, о чем он просто слышал, – землетрясения, гигантских тараканов, хищных динозавров. Его страхи могут исходить из двух первоисточников: активного воображения и отсутствия жизненного опыта, которое может даже что-то обыденное сделать угрожающим. Дошкольники также очень внушаемы. Ребенок может перенять страхи своих приятелей, братьев и сестер, людей, которых он видит на ТВ-шоу и в новостях, и даже ваши собственные.
Социальная тревога. Робость и застенчивость чрезвычайно распространены среди детей дошкольного возраста. Некоторые дети легко взаимодействуют с другими детьми, но теряются в компании взрослых незнакомых людей. Другие малыши чувствуют себя защищенными среди взрослых, но «меркнут» среди своих сверстников. Некоторые дети на данном возрастном этапе тревожатся просто в любой новой ситуации. К счастью, большинство дошкольников со временем перерастают свою застенчивость.
Избегание школы. Когда приходит время идти в школу, некоторые дети переживают эмоциональный срыв. Даже если в один день им нравится школа, на следующий они могут просить вас оставить их дома и даже начинают жаловаться на боль в животе. Это может быть результатом тревоги о разлуке или возникнуть из-за чего-то произошедшего в школе – ребенка дразнили, он поссорился с другом, кто-то что-то сказал ему, и это напугало его.
Чем родители могут помочь?
Когда ребенок дошкольного возраста становится обеспокоенным или напуганным, заключите его в объятия и успокойте. Но не останавливайтесь на достигнутом. Помощь малышу в преодолении своих страхов требует творческого подхода. Вот советы, которые могут помочь вам.
Признавайте страхи ребенка. Некоторые из беспокойств вашего дошкольника вполне обоснованы, и отрицать их было бы несправедливо. Если он, например, боится потерять вас в магазине, скажите ребенку, что вас это тоже пугает, именно поэтому вы так пристально следите за ним, и именно поэтому он должен все время держать вас в поле зрения. Напомните ребенку, что, когда вы отвозите его к бабушке или няне, вы всегда забираете его.
Обсуждайте с ребенком его беспокойство. Простое обсуждение страха делает его менее мучительным. Ваш ребенок начнет хохотать, когда соотнесет сюжет своего последнего ночного кошмара об одноногом великане с большим оранжевым носом. Слушайте, что говорит ваш дошкольник, и это даст вам подробную информацию о том, что потребуется, чтобы изгнать определенный страх. Вы можете обнаружить, например, что страх ребенка перед водой – это на самом деле боязнь гигантского кальмара. А значит, вы сможете с легкостью объяснить, что кальмары не живут в бассейнах, и тем самым успокоить его.
Прекратите упрекать ребенка. Некоторые родители считают, что должны препятствовать «навязчивости, прилипчивости» ребенка, не понимая, что в этом возрасте важнее развивать у ребенка уверенность в себе и самооценку. Старайтесь не говорить ему «не глупи» или «будь большим мальчиком». Принуждение ребенка погладить собаку, которая в два раза больше него, или спать без ночника никак не облегчит его страхов. В этом возрасте ребенок лучше покоряет страхи, двигаясь с собственной скоростью. Не нужно форсировать события.
Снижайте восприимчивость ребенка. Допустим, ваш ребенок боится соседской собаки и не ходит рядом с забором, разделяющим ваши участки. Успокойте его, превратив проблему в игру. Скажите ребенку, что вы собираетесь играть в новую версию игры «догонялки», при этом вы будете «домиком». Попросите ребенка сделать несколько шагов в сторону забора, а затем побежать в «домик», где вы можете обнять его. Делайте это несколько раз, добавляя шаг или два, если он захочет. Со временем вы можете расширить его зону комфорта.
Изгоняйте «демонов ночи» вашего ребенка. Когда гаснет свет, все виды страхов выходят на поверхность. Ваш дошкольник может переживать из-за того, что монстры прячутся в шкафу или что-то плохое ждет его под кроватью. Чтобы облегчить его беспокойство, сделайте кровать ребенка как можно более «приветливой». Аналогичным образом, если ваш ребенок боится монстров, скрывающихся в шкафу, вы можете сказать: «Я посмотрела и не нашла там никаких монстров. Но ты можешь оставить здесь факел (светильник), чтобы отпугнуть иллюзорных монстров». Ночной светильник эффективно отпугивает монстров и помогает ребенку сориентироваться и прийти в себя в те моменты, когда он просыпается ночью.
Вот еще один подход, испытанный родителями: установите постоянное время для сна и придерживайтесь его, обеспечив ребенку достаточное количество времени для ванной, сказки на ночь и нескольких минут тишины перед тем, как погаснет свет. Избегайте споров и ссор перед сном, чтобы ребенок засыпал с чувством полного спокойствия.
Готовьте ребенка к новому. Если ваш ребенок склонен к волнению в больших компаниях или новых ситуациях, ему станет легче, если вы будете рассказывать ему, чего следует ожидать. Расскажите ребенку, что он познакомится с новыми людьми и отправится в новое место. Будьте позитивными при этом. Если ребенок проявляет беспокойство, попросите его сформулировать свои страхи; тогда вы сможете придумать способы, чтобы успокоить его. Пусть ребенок возьмет любимую куклу или мягкую игрушку с собой для обеспечения чувства безопасности. И, когда вы попадаете в новое место, дайте ребенку время, чтобы приспособиться, даже если это означает, что он проведет полчаса у вас на коленях.
Когда стоит обращаться за профессиональной помощью?
Хотя опасения вашего дошкольника могут показаться крайностью, они, вероятно, нормальны для его возраста. Тем не менее, поговорите с вашим семейным врачом, если тревоги вашего ребенка мешают семейным мероприятиям, мешают ему заводить друзей, становятся оправданием, чтобы не посещать детский сад или игровую площадку, нарушают его сон или приводят к навязчивому поведению. При необходимости ваш врач может направить вас к узким специалистам.