Родителям нужно очень мудро повести себя с самого начала, не противопоставляя старшего младшему, а сразу приучая ребенка к сотрудничеству и помощи в уходе. Ни в коем случае не упрекать: «Ну вот, ты его опять разбудил! Теперь качай пока не уснет», — а советоваться: «Как ты думаешь, может перенести твои игрушки в новое место, чтобы ты не будил малыша, когда берешь их?» Очень хорошо давать старшему какое-то постоянное несложное поручение: подогревать смесь для кормления, складывать в шкаф высохшие распашонки и т.д. При этом обязательно подчеркивать как ценна его помощь, без которой, конечно же, справиться было бы трудно. Как показывает жизнь, перехвалить здесь практически невозможно, ребенок хочет быть заметным, нужным и любимым, ведь теперь больше внимания родители уделяют малышу.
Однако не стоит переоценивать возможности старшего ребенка, даже при большой разнице в возрасте: если постоянно заставлять его сидеть с малышом, отпускать гулять только при условии, что берет с собой младшего – это может вызвать раздражение и достаточно негативную реакцию. Не стоит решать свои проблемы постоянной нехватки времени за счет старших детей, меру нужно соблюдать во всем. Но старший ребенок очень хочет и индивидуального внимания, он так скучает за временем, когда родители принадлежали ему безраздельно и внимания было — хоть отбавляй! Эту проблему можно решить, уделяя время старшему во время сна малыша и планировать его вместе: «Давай после обеда почитаем (поиграем, поговорим), когда маленький заснет. Мне так хочется посидеть с тобой вдвоем».
Но иногда бывают ситуации, как правило когда малыш болеет, когда родителям не до старшего и уже самостоятельного ребенка, а все время и внимание отдано малышу. Чтобы старший не почувствовал себя забытым, не нужно отстранять его от забот и переживаний, пусть разделяет их вместе с вами, привлекайте его к участию в семейных проблемах, ему необходимо чувствовать себя нужным. Такое постоянное сотрудничество с родителями хорошо развивает чувство ответственности, а это залог будущей успешности вашего ребенка как личности.
По мере взросления меньшего ребенка отношения сотрудничества надо развивать между ними, очень часто родители склонны делить обязанности, а ведь гораздо лучше давать совместные поручения, которые сближают детей. Собирать игрушки –вместе, мыть посуду – вместе и в магазин тоже вместе. Такой подход позволяет избежать заявлений типа: «А почему я?» и учит детей совместной ответственности.
Конечно же дети иногда дерутся, ссорятся и бегут к нам с жалобами, еще хуже, если ябедничают. Здесь тоже не стоит особо разделять вину каждого, жизнь показывает, что гораздо дружнее дети в семьях, где наказывают обоих, где дети точно знают, что жалуясь первым не выигрывают, а наказание за неумение дружно жить понесут вместе.
Конечно, дети наши разные и любим мы их слегка по-разному, успешные дети чувствуют родительскую гордость и добиваются еще большего, болезненные ощущают поддержку, что позволяет им легче справляться с плохим самочувствием, слабым родительская любовь дает чувство защищенности и уверенности, но наша любовь никогда не должна вызывать соперничество между детьми, которое становится постоянным источником стресса для нас.