Когда ребенок переходит в старшую или подготовительную группу детского сада, родители надеются на то, что он будет учиться читать и писать. Но прежде чем сосредоточиться на постижении академических знаний, существует много других навыков, которыми ему необходимо овладеть. Исследования показывают, что наиболее важные навыки, которым следует обучать детей на данном возрастном этапе, – это навыки социальные: сотрудничество, самоконтроль, уверенность, самостоятельность, любознательность, эмпатия и общение.
В первые месяцы учебного года у воспитателей больше всего трудностей возникает с детьми, у которых есть поведенческие проблемы и недостаточно развито внимание. На самом деле все просто: если ребенок не умеет соблюдать очередь, слушать и спокойно сидеть в группе, как он может выучить учебный материал? Именно поэтому вначале года так много времени уделяется обучению и развитию основных социальных навыков малышей.
К счастью, предыдущий опыт социального взаимодействия, как дома, так и в младших группах детского сада, помогает ребенку адаптироваться к изменениям, произошедшим с коллективом после летнего периода отдыха. Как только малыш на достаточном уровне овладеет базовыми навыками социального взаимодействия и поведения в группе, он будет готов к сосредоточению на учебном материале. То есть ребенок сможет получить больше знаний, если подход к развитию его социальных, эмоциональных и когнитивных (академических) навыков будет максимально сбалансирован его родителями и учителями дошкольного образования.
Последнее исследование в области развития мозга показало, что способности ребенка взаимодействовать с другими детьми, контролировать и выражать свои чувства и самостоятельно решать основные задачи так же важны для достижения успеха в учебе, как и академические навыки. Проводящие пути в головном мозге, необходимые для успешного обучения, развиваются с помощью позитивного взаимодействия с другими людьми! Воспитатели используют эти данные, чтобы помогать детям налаживать отношения друг с другом, делиться и заботиться, слушать и высказываться в группах и чувствовать себя уверенно, принимая новые трудности.
Начальные базовые навыки
Вот несколько примеров того, какие цели ставят хорошие воспитатели в начале учебного года в старшей или подготовительной группе. Родители могут адаптировать их в своей семье и помочь ребенку развиваться в данном направлении, будучи в комфортных условиях родной семьи и дома.
Уверенность в себе и самооценка: это один из первых навыков, на развитии которого сосредотачиваются воспитатели. Важно привить ребенку позитивное чувство в отношении самого себя – себя как личность и участника социальных взаимодействий. Это навык, который не потеряет свое значение на протяжении всей жизни ребенка и поможет ему чувствовать себя способным и умелым как сейчас, так и в дальнейшей учебе.
Сотрудничество: игры, рассказы и песни помогают ребенку учиться работать вместе с другими детьми – не самая легкая задача в этом возрасте! Сотрудничество для малыша – это умение сопереживать и ладить с другими людьми.
Любознательность: возможно, один из самых важных навыков, который ребенок должен развить на данном этапе, – это жажда обучения. Воспитатель может использовать широкий спектр интересных материалов и идей, чтобы привлекать естественное любопытство вашего ребенка. Последние исследования показывают, что новые или необычные мероприятия и материалы (в сравнении с уже знакомыми) сильнее вовлекают мозг, заставляя его обращать пристальное внимание на предлагаемую информацию.
Общение: выражение себя и своих мыслей, чувств и знаний о мире является для вашего ребенка одним из ключевых навыков. Оно лежит в основе всех навыков чтения, письма, математики и естественных наук. Если ребенок умеет уверенно выражать свою мысль или мнение, он становится более открытым к обучению и развитию мышления.
Как родители могут способствовать развитию этих навыков
Помогайте своему ребенку развивать важнейшие социальные и эмоциональные навыки, обеспечивая его связь с детсадовскими друзьями в условиях вашего дома. Спросите у малыша, кого бы он хотел пригласить в гости поиграть. Зачастую детям бывает проще налаживать дружеские отношения в своем собственном пространстве один на один, чем в садике. Многие педагоги замечают, что ребенок, которому сложно заводить друзей или взаимодействовать в большой группе, легче налаживает тесную связь с новым другом у себя дома. Эти отношения могут затем переноситься и в условия садика. После того как ребенок наладит связь с одним одногруппником, ему будет легче установить дружеские отношения с другими детьми.
Значение игры
Для вашего маленького ребенка игра – это важная работа. Он растет, учится и исследует мир с помощью игры. Это происходит через сложные игровые процессы, которые побуждают его думать, решать задачи и задействовать воображение и фантазию. Когда ребенок участвует в игре, ему приходится планировать, сосредотачиваться и стремиться к цели, используя все основные жизненные и рабочие навыки.
В детском саду ребенку должны предоставлять возможности участвовать в различных игровых ситуациях на протяжении дня. Малыша могут познакомить с буквами и цифрами с помощью содержательной драматической игры, конструкций из кубиков и литературных или музыкальных произведений. Поэтому не переживайте, если ваш ребенок приходит домой и говорит о том, что целый день играл!
Также и дома создавайте ему все условия для развивающих игр и занятий. Помните о том, что опыт, который ребенок приобретет в начале учебного года, даст важную основу, которая позволит ему стать увлеченным учеником на протяжении всей жизни – увлеченным, потому что он обнаружит, что учеба может быть веселой и интересной.