Я много лет работаю в школах и детских садах. Сейчас, когда я бываю в школе своего сына, меня переполняют чувства страха и дискомфорта. В детстве я ненавидела школу, и если бы сегодня, со всей своей мудростью и опытом, мне пришлось опять учиться в школе, я бы ненавидела ее не меньше. Все потому, что я – интроверт, а интровертам в средней школе приходится сложно.
Средняя школа – царство экстравертов, а интровертам в ней приходится терпеть и приспосабливаться
В средней школе между детьми начинает складываться определенный социальный порядок. Популярные дети получают контроль, решают, что «круто», а что – нет, за ними остается последнее слово в спорах. Интроверты становятся «непопулярными» и лишаются права голоса. Их умственные способности, задумчивость и сочувствие не ценятся экстравертами, и после этого интроверты могут уже не почувствовать свою силу.
Некоторые из них страдают от депрессии. Некоторые замыкаются в себе. Некоторые начинают принимать алкоголь или наркотики. Если родители хотят помочь своему ребенку в эти трудные времена, они должны понять, что современная школа не подходит для интровертов. И родители должны постараться это изменить.
Существует несколько простых способов, с помощью которых учителя и руководство школ могут услышать интровертов и удовлетворить их потребности. Учителя и директора школ должны знать, что от трети до половины их учеников – интроверты. Им нужно предложить что-то, что включит их в школьную жизнь и вселит уверенность в себе. Сегодня же средняя школа – это царство экстравертов, а интроверты здесь вынуждены приспосабливаться и терпеть. Они не чувствуют свою принадлежность к школе и не понимают, почему. Есть, как минимум, три способа поддержать интровертов в средней школе.
1. Задайте вопрос: «Учитываются ли интересы интровертов»?
Учитывая тот факт, что до 50% учеников средних школ – интроверты, учителя и руководство школ должны задавать себе этот вопрос, но чаще всего они это не делают. Вся система обучения направлена на экстравертов, потому что их лучше видно и слышно. Когда я прихожу в школу к сыну, я не могу там находиться больше двух часов – я становлюсь просто измотанной. Я не могу дождаться момента, когда я выйду на улицу и смогу, наконец, снять напряжение. Все потому, что я – интроверт, и меня изматывают шум, болтовня, переполненные коридоры и классы, суматоха на переменах и т. д. Экстравертам такая атмосфера придает силы, а интровертов, наоборот, истощает.
Ученик-интроверт, переходя из одного шумного класса в другой, приходит в полный упадок сил. Он возвращается домой и проводит часы напролет в своей комнате, восстанавливаясь после дневных потрясений. Они могут считать, что у них депрессия, но они просто устали и перегружены.
В начальных классах в течение всего дня с детьми занимается только один учитель. Но в средних классах ситуация уже меняется. Поэтому учителям нужно постоянно задавать себе вопрос: «Учитываю ли я интересы интровертов?» Если учителя это делают, они на уроках предусматривают:
время для чтения, записи и рефлексии;
работу в небольших группах (3-5 человек), где каждый имеет возможность поделиться своими мыслями и идеями, не испытывая давления со стороны всего класса;
взаимообучение, когда двое учеников выполняют совместное задание и тесно взаимодействуют;
возможность выбора учеником одиночных видов работы.
2. Последовательно применяйте на уроках «время ожидания»
Многие учителя считают, что в средних классах ученикам не обязательно поднимать руку, когда они знают правильный ответ, и ждать, пока их вызовут. Они позволяют ученикам сразу проговаривать правильный ответ и тем самым поощряют спонтанные дискуссии.
Однако здесь возникает проблема: всегда отвечают одни и те же люди, а остальные молчат. Это особенно печально, потому что тихие голоса интровертов часто бывают самыми взвешенными и продуманными.
Когда я училась в школе, я испытала на себе, как это обидно, когда у тебя нет возможности высказаться. Моя учительница была экстравертом. Она быстро разговаривала и была очень нетерпеливой. Во время дискуссии, когда я формулировала свою мысль по первому вопросу, она уже переходила к третьему или четвертому. Это было ужасно, потому что я могла внести свой вклад в дискуссию, но мне нужно было немного больше времени. В отличие от экстравертов, интроверты не решаются сразу озвучить то, что приходит им в голову.
Простой способ решить эту проблему – использовать на уроках «время ожидания». Это небольшая пауза между тем, когда учитель задает вопрос, и тем, когда он дает кому-то возможность ответить. Эксперты утверждают, что идеальное время для такой паузы – от 3 до 7 секунд. Время ожидания дает всем ученикам – и экстравертам, и интровертам – возможность сформулировать ответ.
Для того, чтобы эффективно использовать время ожидания на уроках, учителя должны настаивать на том, чтобы ученики поднимали руки и ждали, пока их вызовут, а не выкрикивали с места. Это правило нужно последовательно применять всем учителям в школе. Если учителя поймут, что использование времени ожидания помогает проявить себя ученикам-интровертам, вероятно, это даст свои результаты.
3. Организуйте внеклассные мероприятия, которые учитывают интересы интровертов
Известный американский психолог и писательница Сьюзан Кейн в своей книге «Сила интровертов» рассказывает о школе в Кремниевой долине, которая отстаивает интересы интровертов при организации внеклассных мероприятий. Поскольку интроверты с неохотой занимались традиционными для подростков занятиями (футболом, волейболом и т. д.), руководство школы добавило ряд занятий, которые могли их заинтересовать. Во многих школах считают, что интроверты просто не хотят участвовать во внеклассных мероприятиях, но это не так. Они просто хотят заниматься чем-то, что соответствует их личным интересам.
Школы должны учитывать интересы интровертов, предлагая им занятия по душе. Можно добавить кружок робототехники, фотокружок и т. д. Кроме традиционных командных видов спорта, можно добавить одиночные (например, плавание или легкую атлетику). Несоревновательные занятия (такие как, например, фитнесс или йога) также нравятся интровертам.