С критикой периодически сталкиваются все люди. И чаще всего она неприятна даже взрослому, что уж говорить о ребенке, у которого только приобретаются навыки контроля эмоциональных реакций.
Распространенная и знакомая многим ситуация: ребенок приходит из детского сада, школы, занятий или с тренировки расстроенным, обиженным, а возможно даже обозленным. Во время расспросов родители выясняют, что это — реакция на критику педагога, наставника или любых других людей. Иногда реакция может не ограничиваться плохим настроением или обидой. Ребенок может заявить, что больше не хочет разговаривать с критиковавшими его людьми, посещать секцию и так далее.
Как реагировать родителям?
Во-первых, ни в коем случае нельзя игнорировать ситуацию. Надеяться на то, что все само как-то образуется, нельзя. И дело не в самой обиде. Обида и плохое настроение могут достаточно быстро пройти. Надо научить ребенка правильно реагировать на критику, уметь ее оценивать и делать выводы. Это необходимо для дальнейшей его адаптации в социуме, для развития и реализации в профессиональных и личностных отношениях.
Во-вторых, не следует сразу жалеть ребенка, оправдывать его действия и обвинять его оппонентов. Родительская любовь не должна быть «слепой», поэтому после первой фразы: «Дорогой, не расстраивайся», должно следовать: «Расскажи подробно, что произошло, и давай вместе разберемся».
Очень важно, с одной стороны, научить ребенка отстаивать свою позицию, а с другой – уважать чужое мнение. Нельзя полностью нивелировать мнение взрослых. Такой подход может развить в ребенке неприятие любых авторитетов.