Маленький человек приходит в этот мир с абсолютно чистым сознанием и позитивным восприятием всего окружающего. Он не знает, что огромный мир часто таит в себе различные опасности, которые могут исходить от посторонних людей. Родители своевременно пытаются объяснить малышу тонкости общения, разделение на «своих» и «чужих», а также привить ему правила безопасности, которые нужно соблюдать в то время, когда он находится не рядом с мамой и папой. Однако умение правильно общаться с незнакомыми людьми — это большое искусство, которое, к сожалению, не дается от природы, поэтому родители никогда не могут быть полностью спокойны, когда их чадо начинает проявлять самостоятельность. Как же правильно воспитывать малыша, чтобы он не забивался в угол при появлении незнакомого человека в доме, но в то же время не поддавался на уговоры незнакомца, подошедшего к нему на улице? Как объяснить ребенку, что взрослые бывают разными, но при этом не напугать его и не лишить доверия к людям?
Знакомство ребенка с незнакомыми людьми
Многие родители сталкиваются с ситуацией, когда в первые полгода жизни малыш реагирует одинаково на всех родственников и легко засыпает не только на руках мамы или папы, но и любого человека, находящегося рядом. Но с семи-восьми месяцев его словно подменяют: стоит подойти к кроватке кому-то кроме родителей, как кроха сразу начинает испуганно плакать. Мама с папой в недоумении: как же так, ведь еще совсем недавно он сладко спал на руках у бабушки и встречал дедушку радостной улыбкой?
Такое поведение легко объяснить. Дело в том, что первые шесть месяцев жизни малыша называются психологами зоной чистого доверия. В это время ребенок не делает различий между близкими и посторонними и одинаково радуется абсолютно любому вниманию. А вот с пяти-шести месяцев у него постепенно начинает формироваться представление о знакомых и незнакомых лицах. Маму с папой он видит постоянно, поэтому у него в памяти сохраняется своеобразный «фоторобот», с которым он сравнивает лицо приблизившегося к нему человека. Когда перед малышом появляется незнакомый человек, он не находит в памяти подходящей «картинки», которую может наложить на это лицо, и естественной реакцией становится плач и испуг. Удивительный факт: кроха может не узнать даже собственных родителей, если в их внешности что-то изменилось: например, отец склонился над коляской в шапке или мама изменила цвет волос и подстриглась.
Что же делать? До того момента, как возраст малыша достигнет двух лет, предугадывайте его реакцию на окружающих, ориентируясь не по степени родства, а по тому, насколько часто и плотно эти люди общаются с малышом. Если бабушка живет вместе с вами, и постоянно нянчится с крохой с первых месяцев жизни, скорее всего, малыш не будет ее пугаться, а вот если родные приезжают к вам лишь время от времени, придется их заново знакомить с малышом. Лучше всего, если знакомство будет проводить мама, поскольку малыш обычно наблюдает за эмоциональной реакцией близких людей на «постороннего» человека, и главным авторитетом для него всегда остается мать. Если мама улыбается незнакомцу, разговаривает с ним ласково и мягко, то и кроха смелее будет воспринимать нового человека. Не стоит оставлять малыша одного в обществе незнакомца, будет лучше, если он первые часы посидит в его присутствии на руках у мамы или папы.
Чрезмерная доверчивость ребенка
Безопасность ребенка на улице
Часто родители подрастающего ребенка сталкиваются с проблемой чрезмерной доверчивости малыша к окружающим. Дети 3-5 лет иногда обращаются ко всем без исключения взрослым на «ты», легко вступают в разговоры с незнакомцами в транспорте или на улице, могут попроситься на руки к чужому дяде или тете и искренне не понимают, почему мама с папой на них за это сердятся.
Что делать в такой ситуации? Можно это понять, лишь разобравшись в причинах такой чрезмерной доверчивости. Подобное поведение ребенка в некоторых случаях может быть вызвано нарушениями нервной системы. Дети, которым поставлен диагноз «гиперактивность», постоянно испытывают потребность в общении (дома, на улице). В таких случаях необходимо обратиться к детскому психологу.