Мария, мать 10-летнего сына, рассказывает: «Мой сын постоянно мне врет. Если я спрашиваю, выучил ли он уроки, он отвечает: «Конечно», хотя я точно знаю, что он и не садился за них. Когда я спрашиваю, куда он идет, он отвечает: «К другу», хотя я даже по глазам вижу, что это неправда. Мне кажется, что, если я спрошу, какого цвета небо, он ответит: «Зеленого». Больше всего меня беспокоит то, каким изворотливым он стал. Я всё время не уверена, стоит ему верить или нет. Как остановить это, пока мой сын окончательно не стал лжецом?».
Многие родители страдают ото лжи со стороны детей. Но прежде чем уличать ребенка в обмане, следует разобраться, что за ним кроется на самом деле. Причины могут быть разными.
Ложь и особенности развития ребенка
Моральные принципы не даются человеку с рождения. Дети усваивают их на протяжении длительного периода. Большую часть времени дети пытаются разобраться в том, что правильно, а что – нет. Они усваивают правила общества, в котором живут. Наблюдают за взрослыми, чтобы понять, что нужно делать и как взаимодействовать с окружающим миром. И они нуждаются в том, чтобы кто-то объяснил им, что такое ложь.
С рождения и до 3-х лет дети живут в очень запутанном мире, где они сильно зависят от взрослых. Часто то, что мы воспринимаем как ложь, с их стороны – это честные ошибки, попытки защититься или успокоить родителей. Они ориентируются по тону нашего голоса.
Если вы спросите сердитым голосом: «Это ты разбил банку?», ребенок, скорее всего, ответит: «Это не я». «Ты съел печенье?» – «Не я». Дети не хотят проблем с взрослыми, от которых они зависят. Сердитый тон маминого голоса пугает их. Они просто хотят опять почувствовать себя в безопасности.
Дети в возрасте от 3 до 7 лет еще не до конца понимают разницу между реальностью и фантазией. В своих играх они создают воображаемые миры. Иногда они просто не понимают, где заканчивается их фантазия и начинается реальный мир. Родители часто находят это забавным и подыгрывают своим детям. Вспомните: многие из нас оставляли место за обеденным столом для воображаемого друга ребенка. Мы сами вселяем в ребенка веру в Деда Мороза. Неудивительно, что ребенок не всегда может отличить реальность от фантазии. Мы не хотим мешать его творчеству, но мы хотим научить его различать, когда можно фантазировать, а когда – нет.
С 5 до 10 лет дети постепенно начинают понимать, что такое ложь. Если дома, в школе и в окружении ребенка всегда четко придерживались правила, что необходимо всегда говорить правду, он тоже старается его придерживаться. Такие дети стараются быть похожими на взрослых и всегда ищут их одобрения. Они стараются жить по принципам правды и справедливости. Они наблюдают друг за другом и ловят друг друга на обмане. Дети старше 10 лет прекрасно понимают, когда они приукрашивают факты или откровенно врут.
Ребенок может обманывать родителей и по другим причинам. Например, когда у него наблюдаются проблемы в общении в сочетании с проблемами развития. Чем старше ребенок, тем больше вероятности, что он лжет по одной из следующих причин:
Ошибки. Иногда дети обманывают, не подумав, а потом стоят на своем и защищаются. Например, мама может спросить: «Кто выпустил собаку из дома?». Ребенок автоматически отвечает: «Это не я». Но при этом и он, и мама понимают, что виноват он. И что же ему остается делать? Он продолжает: «Может, это ветер открыл дверь, и собака выбежала сама?». Правда становится всё более запутанной. Ребенок понимает, что попался, но не хочет это признать. Мама начинает сердиться все больше и больше. И теперь вместо одной проблемы ребенок сталкивается с тремя: ситуация, в которой он виноват, ложь и раздражение матери.
Страх. Ложь, вызванная страхом, похожа на предыдущий пример. Когда ребенок чувствует опасность, исходящую от его родителей (например, когда они грубо с ним обращаются или слишком часто его наказывают), он так беспокоится о последствиях, что всячески пытается их избежать. И это понятно: никто не любит, когда на него кричат, бьют или наказывают.
Нежелание делать что-либо. «Ты сделал математику?» – спрашивает отец. – «Да, я сделал её сразу же, как только пришел из школы», – отвечает сын. Он ненавидит математику и не хочет в очередной раз убеждаться в том, что ничего в ней не понимает. Сын предпочитает обмануть родителей, а не прилагать большие усилия к решению задач. Он думает: «Надеюсь, завтра школа провалится сквозь землю, и мне не придется больше учить эту математику».
Непонимание того, когда обман допустим, а когда – нет. Представьте себе обычный диалог: «Привет, как дела?» – «Хорошо». Это общепринятый ответ. Даже если у вас дела идут неважно, такой ответ нельзя назвать ложью. Когда друзья вас спрашивают: «Меня полнят эти джинсы?», «Как тебе мой новый свитер?», «Как думаешь, меня возьмут в команду?» – ответы не обязательно должны быть честными. Но маленький ребенок может всего этого не понимать.
Желание вписаться в компанию. Неуверенные в себе дети, попадая в новый коллектив (например, в школьный класс, университетскую группу или просто в новую компанию) начинают врать, чтобы показаться лучше, чем они есть на самом деле. Они врут, чтобы получить одобрение сверстников. Они врут, чтобы прикрыть друг друга и замести следы, когда сделали что-то неправильно.
Слишком строгие ограничения со стороны родителей. Если родители не дают подростку свободу, он не имеет возможности нормально развиваться. Когда мать не разрешает дочери-подростку гулять с друзьями, когда родители требуют, чтобы ребенок учился только на «отлично» и контролируют каждый его шаг – дети чувствуют себя в ловушке. Если они будут рассказывать родителям правду, они лишатся нормальной подростковой жизни. Ложь дает возможность жить нормальной, наполненной интересными событиями, жизнью, но из-за лжи они чувствуют себя ужасно.
Подражание. Если отец звонит на работу и говорит, что он болен, когда не успевает выполнить проект, дети не понимают, почему они не могут сделать так же, чтобы не пойти в школу. Поступая подобным образом, родители дают ребенку понять, что ложь – это нормально, если вы не попались. Дети повторяют то, что видят дома, и недоумевают по поводу того, что родители их за это ругают.
В редких случаях ложь – это признак психического расстройства (например, поведенческого расстройства или патологической лжи). Обычно ложь не является единственным симптомом расстройства. Такие дети становятся настолько искусными во лжи, что обманывают даже без необходимости. Это происходит рефлекторно, и ребенок при этом не пытается манипулировать вами.