Эмпатия – это способность поставить себя на место другого человека и понять его чувства. Эта способность развивается у ребенка с самого раннего возраста, когда он только начинает взаимодействовать с окружающим миром. Когда трехмесячный ребенок выражает в присутствии родителей свои потребности и реагирует на объекты внешнего мира, он осваивает первые уроки взаимодействия с людьми. Со временем ребенок все больше и больше развивает этот навык, в ходе взаимодействия с родителями он учится общаться с помощью невербальных сигналов и развивает речь.
Чем лучше родители могут научить ребенка понимать нюансы общения, распознавать вербальные и невербальные сигналы, свидетельствующие о реакции собеседника, тем более прочную основу они закладывают в развитие у ребенка навыков эмпатии. Когда трехмесячный ребенок сигнализирует вам о своих эмоциях (например, когда плачет, испытывая голод), ваше внимание и реакция на его сигналы, а также ваша способность понять его потребность в данный момент учат ребенка обращать внимание на вербальные и невербальные знаки окружающих. Видя реакцию окружающих, он также учится правильно сигнализировать о своих потребностях, чтобы добиться желаемого результата.
Как это выглядит на практике? Ребенок издает звуки, в ответ родители тоже издают такие же звуки; ребенок тянет ручки к маме, мама в ответ прикасается к его ручкам и т.д. Это первые формы общения, которые могут продолжаться в течение первых четырех лет жизни ребенка. Чем сложнее будут сигналы и реакции, которые освоит ребенок в этот период, тем лучше он сможет понимать вербальные и невербальные сигналы окружающих в будущем и, соответственно, тем лучше научится достигать желаемого в результате такого взаимодействия. Чтобы вовремя распознавать и правильно интерпретировать сигналы, которые подает ребенок, вы должны уметь поставить себя на его место, понимать его сигналы, правильно на них реагировать и вселять в ребенка чувство безопасности. Тем самым вы создадите прочную основу для развития у него эмпатии.
Когда вы поможете ребенку понять ваши вербальные и невербальные сигналы и научите его сигнализировать о своих потребностях, у него начнут формироваться первые формы сознания. Если ребенок уже понимает эмоции по вашим невербальным сигналам, то, видя вас в плохом настроении, он испытывает грусть. Таким образом, он уже умеет воспринимать эмоции окружающих и реагировать на них.
Когда ребенку исполнится полтора года, вы можете заметить, как он пытается успокоить другого человека, который испытывает отрицательные эмоции. В 2 года ребенок может высказывать свои предположения по поводу того, что чувствует другой человек, а в 3–4 года он понимает нюансы в невербальных сигналах окружающих и эмоции, которые кроются за ними. Ребенок чувствует удовольствие от своей способности утешить другого человека. Навыки, приобретенные им с младенческого возраста, встраиваются в более сложную систему эмоциональных навыков, которые ребенок может использовать на протяжении всей жизни. Родители должны еще больше развивать эти навыки, помогая ребенку распознавать и называть тонкие эмоции, понимать различия между ними, идентифицировать эти эмоции в себе и окружающих. Это еще один шаг в развитии эмпатии у ребенка.
Например, если раньше ребенок, видя проявления отрицательных эмоций у своего отца, делал вывод: «Папа грустит», то со временем его выводы становятся более точными: «Папа чем-то расстроен». Соответственно, такие выводы приводят ребенка к более сложной реакции. Чем лучше ребенок научится распознавать оттенки эмоций, тем лучше у него будет развито сочувствие к окружающим.
Создавая условия для развития эмпатии во время взаимодействия с ребенком, проявляя внимательность к эмоциональным сигналам окружающих, называя свои эмоции и эмоции окружающих, рассказывая ребенку о том, как реагировать на эмоции других людей, вы учите его сочувствию окружающим. По мере развития ребенка вы можете сообщить ему, что проявление эмоций в разных культурах имеет свои особенности. Так он научится чутко реагировать на эмоции окружающих и будет развивать эти навыки на протяжении всей жизни.