Управление собственным временем – это навык, который нужно развивать постепенно, в течение длительного срока обучения. Он очень важен, поскольку помогает не только повысить успеваемость, но и снизить уровень тревожности. Поэтому в идеале стратегии обучения управлению временем должны быть важным компонентом всех учебных планов в школе.
В связи с этим сегодня возникают некоторые проблемы. В то время как мы предлагаем детям множество инструментов и способов управлять своим временем, обучение занимает у них так много времени, что применять этот навык становится невозможно. Реальность такова, что школа и выполнение домашних заданий попросту отбирают у детей время на отдых, который является для них залогом продуктивности, работоспособности и в итоге – успешности. Кроме того что дети не имеют возможности отдохнуть после занятий в школе, у них настолько плотное расписание в течение дня, что управление временем превращается в ограничение времени на выполнение домашних заданий или снижение количества времени на сон (эта реалия современных школьников – тема отдельного разговора).
Суть в том, что мы недостаточно внимания уделяем двум факторам. Во-первых, иногда мы ставим детей в беспомощное положение: говорим, что им следует лучше распоряжаться своим временем, и при этом сами его отнимаем у них. Это похоже на постановку невыполнимой задачи и требование, чтобы дети нашли ее решение. Как навыки управления временем, которым мы обучаем детей, помогут им справиться с возрастающей нагрузкой и снижением количества времени? В таких условиях дети не только лишены возможности отрабатывать навыки управления временем, но им еще и говорят, что они не справляются с задачей, в то время как у них нет ни единого шанса на успех.
Во-вторых, дети часто слышат, что они плохо управляют своим временем, потому что тратят его на развлечения (социальные сети, телевизор, музыку и т. д.) или снижают продуктивность своей работы, сочетая отдых с учебой (например, делают домашние задания дольше, чем следует). Давайте трезво посмотрим на вещи. У детей должно быть время на отдых и занятия тем, чего они хотят: им нужно отдыхать, им нужно социализироваться, им нужно иметь свои интересы и развлечения. Они и так проводят в школе полный учебный день (не говоря уже о группе продленного дня), и в течение этих часов у них очень мало времени отводится отдыху. Их организм уже просто просит об отдыхе – и этот отдых вовсе не является избыточным. Требуя времени для отдыха или сочетая его с учебой, дети делают то, что необходимо для их развития, но, к сожалению, принято считать, что при этом они неправильно управляют своим временем.
Если у ребенка после уроков и дополнительных занятий есть 6 часов (скажем, с 16:00 до 22:00), на подготовку домашнего задания ему нужно 30 минут и еще 15–20 минут, чтобы выполнить какие-то неотложные дела, но ребенок не может всего этого сделать – тогда навыки управления временем будут ему полезны. Но что, если у ребенка в распоряжении четыре часа (например, с 18.00 до 22.00), и подготовка домашнего задания у него занимает три часа, а предыдущие 11 часов у него не было времени на отдых? Выходит, мы хотим, чтобы дети управляли тем, чем управлять невозможно? И речь идет не только о сокращении количества времени на отдых, но и о поддержании работоспособности. Мы хотим, чтобы дети работали максимально продуктивно в то время, когда они выбиваются из сил. При таком сценарии инструменты управления временем неприменимы.
Итак, что же с этим делать? Простых решений нет, и сначала нужно учесть все факторы, которые иногда не видны на первый взгляд. Нужно понимать, что у детей ежедневно должно быть время для игр, отдыха и семьи. Поэтому в первую очередь стоит пересмотреть систему домашних заданий как с философской, так и с практической точки зрения. Если в школе много дополнительных занятий, будет полезно пересмотреть расписание и выяснить, сколько времени требуется на каждое занятие, и нет ли в расписании «окон». Например, если с 16:00 до 19:00 ребенок играет в футбол, плохой идеей будет выделить время с 15:00 до 16:00 на подготовку домашних заданий, потому что до этого ребенок уже семь часов провел в школе. Родители должны принимать участие в этом процессе, напоминая детям о соблюдении расписания и участвуя в потенциальных изменениях в системе домашних заданий и т. д.
Конечно, не нужно отказываться от домашних заданий или дополнительных занятий. Цель этой статьи состоит в том, чтобы подчеркнуть тот факт, что обучение управлению временем требует времени, и следует перераспределить силы таким образом, чтобы дети действительно смогли применять методы управления временем на практике.