Как же милы улыбчивые спокойные дети: они сговорчивы, и почти всегда в хорошем настроении, с ними приятно проводить время, в том числе и в общественных местах. Но… таких детей нет, подобного ребенка-робота увидишь разве что в фильме С. Спилберга «Искусственный интеллект». У настоящих детишек очаровательную улыбку весьма часто сменяет напряженная, красная от слез или гнева мина – как же хочется, чтоб это прекратилось немедленно!
Эти ощущения знакомы, естественны и нормальны. Как «у природы нет плохой погоды», так и нет плохих чувств. Не существует ненужных эмоций – каждое их проявление адекватно своей ситуации. Богатая палитра эмоций характеризует психически здорового, развитого человека. Вопрос в том, насколько правильно взрослый научит ребенка выражать их. Как и в любом воспитательном процессе – начать придется с себя.
Парадоксы любви: злость детей на родителей и наоборот, как избежать
Разобраться в чувствах
Те, кто учился вождению автомобиля, знают: прежде, чем освоить уменье им управлять, вы сначала узнаете, как он устроен. То же самое и с эмоциями. В них стоит разобраться — спектр их огромен, от едва уловимых до бушующих. Но зиждется весь этот «букет» на всего лишь четырех базовых чувствах – это радость, печаль, злость и страх. Остальные переживания и эмоции — оттенки этих основных чувств. Важно уметь их осознавать и научить ребенка делать это— тогда гораздо эффективнее можно управлять своими эмоциями. Так, например, беспокойство, тревога – это эмоции страха. Радость может выражаться как интерес, воодушевление, любовь, доверие. За ленью и апатией может прятаться печаль, а в легком раздражении или сарказме упакована злость.
Без чувств
Большинство взрослых людей в нашей стране на вопрос «что ты чувствуешь?» отвечают: «ничего». Это говорит не об отсутствии чувств, а об эмоциональной безграмотности и потере контакта с этими самыми чувствами, неумении их распознавать, управлять ими, использовать и распоряжаться своим эмоциональным богатством. Во многих случаях это может привести к плачевным результатам, когда неумение справляться с сильными эмоциями ведет к тому, что человек ищет способы их подавить любой ценой. В том числе ценой своего здоровья. Для наглядности можно привести такой неприятный пример – в центрах, где люди лечатся от зависимостей, психотерапия пациентов и восстановление их личности начинается с того, что их знакомят с собственными чувствами, контакт с которыми был когда-то нарушен. Отвержение так называемых плохих чувств, подавление нежелательных эмоций может также привести к мышечным блокам и зажимам, хроническим и острым заболеваниям. Ребенок же, отвергая некоторые эмоции, словно отрицает некую часть себя, своей личности, но она существует и влияет на человека уже бесконтрольно, вызывая болезни, психологические проблемы, диструктивные отношения, компульсивное поведение (нецелесообразные поступки, бессознательно направленные на подавление нежелательных эмоций. Например, переедание или безудержный шопинг), снижая качество жизни. Все чувства нужно уметь распознавать, осознавать, уметь назвать и адекватно проявить их. Этому надо учиться и учить ребенка.
Нехорошее чувство
«Злиться плохо», «не смей обижаться», «стыдно бояться», «фу, как некрасиво плакать» — слыша такие фразы, у ребенка складывается впечатление, что эти эмоции «плохие», и их не должно быть. На самом деле это такой же абсурд, как «левая рука хорошая, а правая плохая, ее не должно быть». Обе руки нужны, равно как и положительные и отрицательные эмоции. Так зачем же нужны «плохие эмоции»?
У страха глаза велики
Страх – это сторож. Он оберегает от опасных действий и дурных поступков. Сохраняет жизнь. Что будет, если перестать бояться? Человек погибнет. Страх должен быть, но важно дать понять ребенку: какой страх «слушать», а с каким следует разобраться. Бояться рычащую собаку и не желать ее гладить правильно, так как агрессивное животное представляет опасность. Бояться задать вопрос учителю – здесь следует помочь ребенку совершить нужное действие, несмотря на страх. «Глаза боятся, а руки делают», что называется.
Печаль – беда?
Нет, не беда. Эмоции грусти наделяют человека способностью глубоко переживать и сочувствовать. Адекватно воспринимать жизненные потери. Слезы помогают освободиться от напряжения, выводят излишки адреналина и токсины. Печаль снижает тонус и позволяет замедлить бег по жизни и задуматься. В этом случае ребенку следует оказать эмоциональную поддержку, утешить, при этом слезы не должны стать инструментом манипуляций. Вы можете обнять, посочувствовать, но ваше «нет» остается «нет». Например, ребенок требует условную «конфету» (планшет до бесконечности, телевизор до полуночи, ведро колы и последнюю версию игры), но вы не намерены ее ему дать. Ребенок рыдает, вы обнимаете его, позволяете выплакаться у вас на груди, ни в коем случае не отказывая в эмоциональной поддержке, ведь ничего плохого нет в том, что он хочет «конфету» и страдает от невозможности ее получить. Утешаете, но конфету не даете. Ни в коем случае.