«Неужели ты не осознаёшь, какие у твоего поступка могут быть последствия?» — спрашиваем мы своих детей, возмущенные их недальновидностью. А теперь давайте зададим этот вопрос себе, но немного по-другому: «Понимает ли меня мой ребёнок, когда я предупреждаю его о возможной опасной ситуации?» Давайте разложим всё по полочкам. А точнее, по возрастам —очевидно, что не стоит ставить в один ряд ребёнка, только отправившегося в детский сад, и тинейджера.
Психологи обычно выделяют несколько возрастных категорий, но важно помнить, что кроме них существуют также так называемые возрастные кризисы – своеобразные переходные моменты, когда ребёнок находится на перепутье, и родитель с трудом узнаёт его. А тем временем, мозг чада активно формирует новые логические цепочки и запускает процессы, без которых невозможно полноценное взросление.
От 0 до 7 – дошкольники
Сейчас многие родители, вероятно, будут разочарованы, но от детей этой возрастной категории неразумно требовать слишком многого. Не имея опыта и достаточных знаний, малыши не могут чётко прорисовывать грядущие события даже для самих себя.
Зачастую родители хотят, чтобы дети просчитывали свои действия по крайней мере в том, что касается их безопасности — они часто делают то, что является потенциально опасным: могут забраться в случайно открытый подвал или на заброшенную стройку, играть со спичками, съесть всю упаковку витаминов, полезть с нежностями к чужой собаке…
Не стоит питать иллюзий: ваш ребёнок действительно может быть развит не по годам, но шанс, что он осознаёт последствия своих действий, близится к нулю.
Что с этим делать?
Доступно расскажите малышу, почему именно нельзя срывать те красивые красные ягодки с куста и есть их. Или почему не нужно соглашаться идти куда-то с незнакомым взрослым дядей, даже если он очень зовет и сулит горы конфет и игрушек.
Есть и другой вариант – игровой. Особенно хорошо он работает с детьми 4 – 7 лет. Разработайте правила, по которым запрещается совершать те или иные действия. Это эффективно потому, что посредством игры успешнее всего происходит усвоение правил.
Однако здесь важно соблюдать тонкую грань: слово «нельзя» не должно быть единственным, что будет преследовать ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Чтобы принять правила, ваше чадо должно понимать причины, а уж объяснить их наиболее ясным языком – ваша прямая задача.
Можно давать ребенку ошибаться в мелочах, чтобы он наблюдал и чувствовал последствия необдуманности.
Можно показать логическую цепочку на личном примере или с помощью героев любимых сказок. Например, объяснить, в чём были не правы двое из трёх поросят и почему им не стоило строить хлипкие домики, провести параллель между неприятным визитом волка и непродуманностью действий персонажей.