Как только в семье рождается ребенок, родители с нетерпением ожидают, когда он произнесет первое слово, и гадают, какое слово он скажет первым: «мама» или «папа».
Светлана, мать двоих детей, вспоминает, как ее младший сын произнес свое первое слово:
«Уже около двух месяцев Саша издавал различные звуки, привлекая наше внимание. И вдруг он отчетливо произнес этот простое слово. «Мама». И мое сердце затрепетало.
Мы с мужем были в это время в комнате и одновременно воскликнули: «Боже, он сказал «мама»?»
Но наше воодушевление пропало так же быстро, как и появилось. Саша никогда больше не говорил «мама» или «папа». Казалось, что, сказав первое слово, он стал двигаться в противоположном направлении. Когда я или муж входили в комнату, он лепетал что-то типа «папапапапа». Вряд ли он вкладывал какое-то значение в свой лепет, но муж думал, что сын говорит «папа», и это ему очень нравилось.
В последнее время среди психологов возникают некоторые споры по поводу того, можно ли считать первые слова с повторяющимися слогами («папа» или «мама»), которые ребенок обычно говорит в возрасте 7-8 месяцев, полноценными словами. Психологи утверждают, что их нельзя назвать словами, если они не произнесены намеренно, а это происходит обычно уже после года.
Исследование американских ученых показало, что чаще всего первым словом у детей является «папа», а следом за ним – «мама». При этом дети уже с 6 месяцев могут понимать значение этих слов и различать фигуры отца и матери, хотя выговорить эти слова еще не могут на протяжении одного-двух месяцев.
К такому выводу ученые пришли после того, как в ходе исследования они показывали детям в возрасте полугода фотографии родителей и произносили слова «мама» и «папа», предлагая связать слово с определенной картинкой. Дети без труда справлялись с таким заданием.
Таким образом, можно подумать, что первые слова ребенка вполне осмыслены. Однако ученые не спешат соглашаться с этим утверждением. С точки зрения фонетики, произнести звукосочетания «мама» проще, чем «папа»: в первом случае нужно просто открывать и закрывать рот с небольшим усилием, а произношение звука «п» требует большего усилия. Однако в целом произношение этих звукосочетаний требует всего лишь напряжения обеих губ и голоса. Поэтому многие отцы готовы поверить, что простое сочетание звуков, которое произносит ребенок, не вкладывая в него смысла, является его первым словом. Для произношения других звуков требуется большая работа голосового аппарата, поэтому ребенок говорит другие слова уже позже, когда намеренно прилагает для этого усилия.
Другой возможной причиной того, что дети чаще произносят слово «папа» первым, может быть то, что они больше времени проводят с мамой, которая чаще побуждает ребенка произносить слово «папа» (например, когда папа приходит домой с работы.).