Некоторые дети приходят в мир с невероятным даром сильной воли и неукротимого духа. Такие дети часто испытывают глубокое непонимание по отношению к себе. Существуют целые ряды книг, выстилающие полки книжных магазинов, с инструкциями о том, как сломить их волю, подчинить дух, заставить повиноваться. Какие невероятные потери лидерства, увлеченности и озарений несет этот мир, когда родители следуют таким карательным методам воспитания! Мы должны воспитывать таких детей мягко, бережно и уважительно, ведь дары, которые мы получаем взамен, просто бесценны.
Взгляните на некоторые распространенные слова, используемые для описания характеристик волевого ребенка: требовательный, придирчивый, упрямый, своенравный, властный, дерзкий, трудный, зацикленный, капризный, строптивый, непослушный, непокорный.
А теперь посмотрим на некоторые общие характеристики взрослых людей, которые являются мировыми лидерами, крупными руководителями, предпринимателями, новаторами, спортсменами мирового класса и т. п.: решительный, волевой, настойчивый, целеустремленный, авторитетный, уверенный, храбрый, находчивый, непрогибающийся.
Обратите внимание, что черты характера, по сути, одинаковы, но применительно к ребенку используются характеристики с негативным оттенком, а в отношении взрослых людей – с позитивным.
Вот еще несколько характеристик волевых детей, которые совпадают с характеристиками взрослых людей – лидеров в своих областях:
Они обычно творческие и интеллектуальные.
Они, как правило, страстно и пылко следуют своим интересам и убеждениям.
У них бывает неудержимая потребность знать «почему».
Они чаще всего учатся на собственном опыте.
Для них характерна сильная потребность проверять и ставить под сомнение статус-кво.
Они, как правило, в высшей степени перфекционисты, но часто более требовательны к себе, чем к другим людям.
Им необходим высокий уровень признания.
Им необходимо, чтобы их слышали.
Они часто имеют сильную потребность в эмоциональной безопасности.
Они, как правило, устойчивы к изменениям, если чувствуют, что контролируют их.
Они обычно очень чувствительны.
Они, как правило, полностью сосредоточены на текущем проекте или сфере интересов.
Они, как правило, добросовестны и преданны.
Они, как правило, очень независимы.
Хотя нет никаких сомнений в том, что ребенок, который бросает вызов всему окружению, сам является сложным вызовом, существуют способы совместной работы с ним, а не против него, направленные на сохранение и развитие его уникальных черт характера. Поддержание здоровых отношений между родителями и ребенком имеет исключительное значение, и вам необходимо найти баланс и установить ограничения для своего яркого ребенка, не ограничивая при этом его свободу роста, развития и становления таким человеком, каким он был создан.
Ключ к сохранению доверительных отношений с ребенком заключается в том, что необходимо сохранять спокойствие, быть рядом с ним и помогать ему, даже устанавливая и поддерживая разумные границы дозволенного. Полезно помнить, что самые волевые дети обычно больше, чем кто-либо, идентифицируют себя с родителями. Поэтому не нужно рассматривать их постоянные требования как сопротивление или попытки подвергнуть сомнению ваш авторитет, просто воспитывайте волевых детей, понимая, что они находятся в постоянном поиске и постижении.
Они проводят над вами бесконечные «исследования», многократно проверяя, узнавая и испытывая все ваши причуды и слабости, взлеты и падения, сильные и слабые стороны. Такого рода тестирование не является негативным, если только вы не превращаете его в ссору вместо того, чтобы реагировать с помощью мягкого и уважительного руководства. Приняв разумную позицию, вы не будете рассматривать проблемы, связанные с ребенком, как личное оскорбление, а вместо этого будете видеть в задачах, которые он ставит перед вами, его попытки учиться, расти и обретать понимание.
Однако также верно и то, что воспитание ребенка с даром сильной воли это постоянное упражнение в терпении и саморегуляции. Вы достигнете небывалого личностного роста, так как станете родителем, проявляющим эмпатию, мудрость и сострадание, хотя этот процесс может опустошить вас и вывести далеко за пределы вашей зоны комфорта. Только знания и внутренняя готовность помогут вам справиться с неизбежными стрессами, а дальновидность и некоторые специфические стратегии решения задач помогут реагировать на них спокойно и эффективно.
Стоит вспомнить правило мягкой дисциплины под названием «Три С» – связь, средства общения и сотрудничество.
Связь – очень важно постоянно поддерживать связь с вашим энергичным, ярким и сильным ребенком. Это основа, на которой строятся все ваши взаимодействия с ним, и это точка отсчета, к которой вы оба будете возвращаться снова и снова, когда ваши взаимоотношения будут натянутыми, помрачневшими и напряженными.
Играйте в словесные, настольные игры и неструктурированные игры на открытом воздухе, стройте рожицы перед зеркалом. Игра – это язык детства, поэтому старайтесь ежедневно говорить на языке вашего ребенка.
Смейтесь вместе. Юмор – это недооцененный инструмент воспитания детей. Он снижает уровень сопротивления, вызывает улыбки, объединяет людей и воссоединяет сердца.
Читайте сказки, рассказы, туристические брошюры, энциклопедии и все, что помогает вам вместе мечтать, разговаривать, строить планы, волноваться и разделять интересы.
Уделяйте больше внимания самому ребенку, чем его поступкам. Помните: вы воспитываете человека, а не исправляете проблему. Поэтому старайтесь уделять время на то, чтобы лучше узнать всего человека, его личность, а не только ипостась ребенка. Это не требует больших усилий. Просто гуляйте вместе, разговаривайте друг с другом, делитесь мороженым, выискивайте облака интересной формы и получайте удовольствие друг от друга.
Общение – у детей есть собственный внутренний мир мыслей и планов, проблем и забот, надежд и мечтаний, которые занимают их время и внимание, поэтому нехватка сотрудничества зачастую просто является результатом того, что у детей и у нас, взрослых, разные цели и задачи. Для уважительного и мягкого наставничества и воспитания родителям важно получить некоторое представление об этом «внутреннем мире».
Слушайте сердцем. Прислушивайтесь «между строк» к тому, что ваш ребенок пытается сообщить вам с помощью своего поведения. Слушайте, слушайте и еще раз слушайте. Это самый первый шаг на пути к правильному общению с ребенком.
Задумывайтесь, связывайтесь и перенаправляйте ребенка. Задумайтесь над тем, что вы слышите, будь то слова или поведение вашего ребенка. Так вы не только покажете, что цените его эмоции, слышите и понимаете, но и поможете ему самому понять собственные чувства и переживания. Например, если ваш ребенок расстроен, потому что вы не разрешаете ему съесть печенье после того, как он почистил зубы перед сном, попробуйте сказать: «Я тебя услышал(а). Ты расстроен потому, что хочешь печенье». Затем восстановите связь с ним: «Я тоже люблю печенье!». И предложите решение: «А что, если мы выберем два самых вкусных печенья, положим их в специальную коробку и утром возьмем их с собой в парк на прогулку?».
Не принимайте непослушание как личное оскорбление. Волевой ребенок зачастую самостоятелен и имеет собственные цели и задачи. Приглашайте его к сотрудничеству вместо того, чтобы требовать послушания. Будь то время отхода ко сну, уборка комнаты или любой другой вопрос, сделайте это делом команды и планируйте свои подходы заранее. Например, вы можете сказать: «Тебе, судя по всему, трудно заставить себя лечь в постель. Как ты думаешь, что поможет тебе подготовиться к отходу ко сну?» или «Нужно убирать за собой свои вещи, чтобы они не ломались. Давай включим таймер, вместе за десять минут уберем твои игрушки, и посмотрим, кто из нас сможет убрать их больше и быстрее».
Примите твердое обязательство не прибегать к наказаниям с целью управления поведением. Обида, которая приходит в результате наказания, в сознании ребенка освобождает его от ответственности. Наказание не учит ответственности, а обида может служить причиной поведения, которое вы пытаетесь искоренить.
Ежедневно обсуждайте с вашим ребенком и внутренне с самими собой положительные аспекты его личности. Когда вы пытаетесь «исправить» ребенка, он получается информацию о том, что с ним что-то не в порядке, а это не способствует развитию позитивного восприятия самого себя, которое ребенок должен пронести через всю жизнь.
«Нет» – это не завершенная мысль. Это требование, команда. Команда не учит, она приказывает. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился думать, как взрослый, обстоятельно объясняйте ему ход своих взрослых рассуждений.
Помните, что дети, особенно когда они расстроены, «говорят» своим поведением, и только мы, взрослые, можем мягко направлять их в сторону выражения своих мыслей и эмоций при помощи слов, а также вооружать их необходимыми для этого инструментами.
Также имейте в виду, что такие негативные манеры, как хамство и грубость, не являются врожденными и не проявляются у детей в раннем возрасте. Они учатся такому поведению, повторяя его за нами, родителями. Вежливость – ключевой вопрос, и она не может появиться у одного человека по воле другого, если мы не хотим, чтобы она стала внешней оболочкой, фасадом ребенка, а не его искренним чувством. Вы научите своего ребенка разговаривать по-доброму, вежливо и любезно, если сами будете обращаться к нему по-доброму, вежливо и любезно, а также направлять и исправлять его, если он проявляет грубость. Вы можете сказать: «Тон твоего голоса неприемлем» или «То, что ты сказал, нельзя назвать вежливым», а затем предложите способ исправиться: «Попробуй сказать мне это более приветливым голосом. Я всегда буду стараться изо всех сил быть с тобой вежливой (вежливым) и хочу, чтобы ты старался проявлять вежливость и по отношению ко мне».
Сотрудничество – ставьте своей главной воспитательной целью вдумчивое сотрудничество, а не бездумное подчинение. Так вы будете помнить, что нужно относиться к своему ребенку как к мыслящему человеку с собственными идеями, потребностями и чувствами, а не как к бездумному роботу, предназначенному выполнять ваши распоряжения.