В современном мире начали активно подниматься вопросы сохранения окружающей среды. Появляются многоразовые мешочки для продуктов, авоськи снова становятся модными. Правильное и бережное отношение к природе нужно воспитывать с детства.
Основные задачи
Экологическое воспитание направлено на реализацию нескольких целей. Первая — формирование этических и эстетических чувств. Городские жители оторваны от природы и не всегда могут наблюдать за ее красотой. Детям необходимо доносить мысль, что лес и все в нем — это не ресурс.
Ребенок должен понимать, что все в природе взаимосвязано. Растения нужны для выработки кислорода, насекомыми питаются птицы, а мелкие зверьки становятся едой для крупных хищников. Без пчел невозможно опыление, а значит, нельзя будет собрать мед.
Вторая цель — формирование познавательного интереса. Человек должен быть не только потребителем природных ресурсов, но и создателем. Количество экологических проблем будет только расти. Поэтому с детства нужно воспитывать в детях интерес к этой теме.
Третья цель — развитие навыка бережного отношения к природе. Ребенок с ранних лет может понимать, что нельзя мусорить, дергать кошек за хвост, кидать камнями в птиц и т.п. Прежде всего это должны демонстрировать родители, так как именно они образцы для поведения.
Некоторые приемы
Развивать представления о природе можно разными способами. Зимой стоит повесить кормушку для птичек и регулярно наполнять ее семечками, салом, ягодами. Ребенку полезно будет вести наблюдения за тем, кто прилетает и что ест.
Дома ему можно поручать поливать цветы и протирать крупные листья влажной тряпкой. На этом этапе малышу объясняют, что, если цветочки не полить, они засохнут и погибнут. На подоконнике разбивают цветник или огород — сажают зелень, лук, чеснок, фасоль, анютины глазки, тюльпаны и т.п.
Отдельно с ребенком беседуют на разные темы. Например, о том, к чему приводит неконтролируемые вырубки леса, о лесных пожарах, что будет, если один вид животных уничтожить. Можно использовать книги, видеоролики, фильмы на тему защиты природы.
Желательно ездить в лес, парк или другую похожую зону почаще. Ребенку показывают цветы, деревья, растения, птиц, животных. Можно найти муравейник и продемонстрировать, как трудолюбивые насекомые тащат тяжелый груз. Родители помогают собирать гербарий, делать фотографии и указывают на любопытные явления. Например, как река способна сточить камень и сделать его круглым.
Хороший вариант — посещение контактных зоопарков, террариумов, ботанических садов. Чем больше малыш контактирует с природой, тем лучше. Также это важно для развития мышления.