Когда вы садитесь, чтобы поговорить с вашим дошкольником, даже просто о том, как прошел его день, – знайте: есть правильная и неправильная модели проведения беседы. И если вы будете использовать неправильную, ваш разговор, скорее всего, зайдет в тупик.
Очень важно разговаривать с детьми так, чтобы они могли выражать свои мысли и точку зрения. Полноценные беседы с ребенком с самого раннего возраста помогают родителям и малышу быть сонастроенными и хорошо понимать друг друга, а значит, лучше подготовиться к бурным и беспокойным дням юности.
Эксперты предлагают свои советы о том, как избежать наиболее распространенных ошибок, которые допускают родители в беседах с детьми.
Когда ребенок в рот воды набрал
Родитель: «Как твои дела сегодня в садике?».
Ребенок: «Хорошо».
Родитель: «Что вы делали?».
Ребенок: «Ничего».
Родитель: «Вы играли на улице?».
Ребенок: «Да».
Родитель: «С кем ты играл?».
Ребенок: «Не помню. Ни с кем».
Звучит знакомо? Ребенок, который безостановочно рассказывает о своем воображаемом друге или часами пересказывает сюжет любимой книги, внезапно теряет дар речи в тот момент, когда вы хотите узнать о том, как прошел его день.
Такой формальный обмен репликами часто становится разочарованием и для родителей, и для ребенка. Распространенное заблуждение заключается в том, что дети могут сидеть, как взрослые, и беседовать лицом к лицу, не отвлекаясь на посторонние предметы. Реальность же отличается не только для детей, но и для большинства взрослых.
Вот три наиболее распространенные ошибки, которые совершают родители в разговоре с детьми дошкольного возраста:
1. Превращают беседу в допрос с пристрастием. Никто не любит, когда его пытаются допрашивать. Вероятно, наихудшими являются вопросы, которые начинаются со слов «Почему ты…?».
2. Относятся к детям, как к своим уменьшенным копиям. Родители, как правило, считают своих детей маленькими взрослыми людьми с хорошо развитыми навыками общения. Если ваш малыш зол на вас, потому что вы слишком много и долго работаете, он не скажет: «Мама, ты отсутствовала ужасно долго, и теперь у нас не осталось времени на то, чтобы поиграть вдвоем. Знаешь, мне всего четыре года, поэтому я не совсем понимаю, что такое отсроченное удовольствие». Вместо этого малыш будет просто хныкать.
3. Играют супергероев. Когда наши дети переживают и огорчаются, мы склонны решать их проблемы вместо них. Малыши же воспринимают наше поведение как подтверждение того, что они не в состоянии решать свои проблемы самостоятельно.
Правильная модель общения родителей
Так что же делать родителям? Будьте здесь и сейчас, рядом с вашим ребенком. Самый простой способ вовлечь ребенка в разговор – это делать вместе с ним то, что он любит: плавать, играть в настольную игру, рыбачить или просто гулять во дворе. И, конечно, быть при этом максимально терпеливым.
Сначала родителям следует ожидать некоторое устное непонимание, особенно если вы и ваш ребенок до этого момента не часто общались друг с другом. Терпите его молчание. Даже если вы уже добрых полчаса прорыбачили в тишине, знайте, что вы уже достигли гораздо большего, чем, если бы донимали ребенка словами. Так, без всяких слов, вы отправляете ему громкое и четкое послание: «Я рядом с тобой сейчас и буду рядом, когда молчание закончится».
Избегайте задавать вопросы с очевидным ответом. Вместо того чтобы спросить: «Это обидело тебя?» попробуйте сказать: «Да, меня бы это обидело». Это даст ребенку возможность ответить, не прибегая к защитной позе. Кроме того, вам принесут больше пользы «гм» и «да», потому что они отражают понимание проблем ребенка лучше, чем ваши вопросы.
Опуститесь до уровня ребенка. Когда вы разговариваете или играете с ним, гораздо полезнее встать на колени или сесть на корточки и оказаться на уровне роста ребенка, лицом к лицу. Если ребенок расстроен от неудачных попыток объяснить вам что-либо, помогите ему, называя и признавая его чувства: «Это так печально! Это была твоя любимая игрушка».
Читайте книги вместе и обсуждайте их содержание. Это поможет увеличить словарный запас вашего ребенка и даст вам обоим материал, на который можно ссылаться позже. Например, вы можете сказать: «Помнишь, как паровозик расстроился, когда все дети пошли играть с девочкой? Может, тебя тоже расстроило, что твой друг Женя играл с другими детьми, а не с тобой?».