Сегодня в школах ведутся обширные дискуссии о том, можно ли ученикам использовать мобильные телефоны в школе. Многие учителя настаивают на том, что мобильные телефоны нужно запретить: они отвлекают детей от физической активности, игр и создают благоприятную среду для кибербуллинга. По мнению таких учителей, стоит запретить смартфоны в школе, чтобы создать здоровую среду для обучения.
Однако есть и противоположное мнение по поводу использования мобильных телефонов в школе. Некоторые эксперты считают, что опасности от их использования сильно преувеличены. В некоторых школах руководство запрещает использовать мобильные телефоны, но при этом нет достоверных данных, насколько это повышает успешность детей в обучении.
Итак, какой же позиции по поводу мобильных телефонов придерживаться учителям? Начать стоит с пересмотра своих взглядов на мобильный телефон как таковой. Смартфон – это не просто телефон, а мощный портативный компьютер. Кроме всех прочих функций, это еще и записная книжка, калькулятор и энциклопедия, содержащая знания практически по всем отраслям знаний.
Поэтому задача учителя должна быть не в том, чтобы запретить смартфоны в школе, а чтобы понять, как использовать их во благо. Поэтому стоит обратить внимание на то, как используют мобильные телефоны подростки. Смартфоны есть практически у каждого подростка – и они дают множество преимуществ. С помощью смартфонов подростки учатся, формируют поведение и общаются со сверстниками. Исследования психологов показывают, что умеренное использование технологий на смартфонах может способствовать лучшей успеваемости подростков.
Однако ключевое слово здесь – «умеренное». Чрезмерное использование смартфонов и других гаджетов может привести к повышенной тревожности и депрессии. Подростки, которые злоупотребляют смартфонами, меньше внимания уделяют другим важным делам, чаще вступают в конфликты со сверстниками, становятся жертвами кибербуллинга, у них развиваются расстройства сна.
Такие выводы справедливы для подростков. Однако психологи не до конца понимают, как смартфоны влияют на детей среднего и младшего школьного возраста. Приносят они больше пользы или вреда? Поэтому и в вопросе о запрете смартфонов в школах нет однозначного мнения.
Игра в догонялки
Британские эксперты в области образования провели исследование, чтобы изучить мнение школ по поводу использования смартфонов. Для исследования были опрошены более 100 учеников в возрасте от 9 до 13 лет, учителей, общественных деятелей и экспертов в области школьного образования.
Исследование показало, что учителя склонны опасаться мобильных телефонов. Большинство из них сообщило, что они не знают, с какой целью ученики используют мобильные телефоны во время уроков. В условиях, когда главной целью является высокая успеваемость и посещаемость, вопрос об использовании или запрете смартфонов попросту остается не в приоритете. Поэтому самое простое решение проблемы – запретить использование мобильных телефонов.
Учителя понимают преимущества и риски использования мобильных телефонов в школе. Однако у них нет необходимых навыков и инструментов, чтобы проанализировать всю противоречивую информацию.
Разные подходы
Проблема использования мобильных телефонов в школах актуальна во всем мире. Опыт разных стран показывает, что одна и та же проблема в разных странах и культурах решается по-разному.
Например, в одной из самых передовых школ Нидерландов – школе Agora в городе Рурмонд – ученикам разрешено без ограничений пользоваться мобильными телефонами. Такая позиция школы заключается в том, что подростки не научатся извлекать пользу из своих смартфонов, если им будет запрещено пользоваться ими на протяжении учебного дня.
В Австралии, Франции, Канаде и других странах придерживаются другого подхода. Здесь постоянно выступают с инициативами ограничить использование мобильных телефонов в течение учебного дня, чтобы повысить успеваемость и снизить количество случаев кибербуллинга.
Учителям нужно придумать новый тип обучения, который поможет переосмыслить критерии успеваемости учеников и технологии обучения. Это поможет понять, в каких случаях допустимо использовать мобильные телефоны в школе.
Доступ к информации
Проведение научных исследований, которые объясняют влияние смартфонов на детей, требует времени. Данные, представленные в них, бывают непонятны неспециалистам, а статьи – недоступны широкому кругу читателей. Поэтому ученым и экспертам в области образования следует прилагать больше усилий для того, чтобы популяризировать научные факты, которые могут быть полезны учителям.
Однако недостаточно только проводить исследования и публиковать данные. Исследователи должны интерпретировать полученные данные таким образом, чтобы учителя могли использовать их для разработки школьных правил.
Мобильные телефоны дают нам доступ к самой разнообразной информации. И это не стоит игнорировать учителям. В дискуссии об использовании смартфонов в школах рано ставить точку. Но факт остается фактом: для решения этой проблемы нужны дополнительные исследования и новые формы подготовки учителей.