Вы когда-нибудь замечали, что некоторые дети немного выделяются на фоне других и просто не вписываются в коллектив? Они хотят поддерживать хорошие отношения со сверстниками, но так или иначе чувствуют, что сверстники их избегают. И хуже всего то, что они не знают, почему это происходит. Эти дети считают себя дружелюбными, и отказ от общения оказывается для них неприятным сюрпризом. (Социальное неприятие чрезвычайно болезненно на любом этапе жизни, но сильнее всего оно воспринимается в младшем школьном возрасте.)
Исследователи обнаружили, что распространенная причина того, почему некоторые дети не могут наладить хорошие отношения со сверстниками, заключается в нехватке хороших навыков общения. В частности, проблематичным является отсутствие невербальных навыков. Иными словами, дети, с которыми отказываются общаться сверстники, те, кто не вписывается в свое окружение, совершают много невербальных ошибок. Они стоят слишком близко к собеседнику, не могут вовремя расстаться, прерывают других при разговоре, обнимают за плечи людей, которые не хотят, чтобы к ним прикасались, неуместно одеваются и совершают целый ряд других ошибок.
Что же такое невербальное общение?
Важно понимать, что невербальная коммуникация является языком взаимоотношений. Такой вид общения гораздо больше передает информацию о нашем отношении к другим людям, чем о том, что мы им говорим, благодаря чему собеседник понимает, нравится он нам или не нет, уважаем мы его или не уважаем, желанный он в общении или нет. Существуют различные грани невербальной коммуникации и грамматика для их понимания, которая позволяет нам использовать и интерпретировать невербальные сигналы соответствующим образом.
Во-первых, существует несколько каналов или типов невербального общения. То есть мы общаемся с другими, используя
а) мимику, например, выражающую восторг или гнев;
б) дистанцию, например, близкое или относительно отдаленное расстояние от собеседника;
в) прикосновения или их отсутствие;
г) объективизацию, которая включает в себя нашу манеру одеваться и вещи, которые мы используем для самоопределения;
д) время – торопимся ли мы или, наоборот, заставляем себя ждать;
е) паралингвистику, которая включает в себя интонацию, глубину или громкость нашего голоса.
Во-вторых, важно знать, что для невербального поведения существуют такая же грамматика или набор правил, как и в языковом общении. Если люди стоят на расстоянии вытянутой руки, смотрят нам в глаза во время разговора и при этом улыбаются, мы знаем, что нравимся им. Если люди удаляются от нас, избегают зрительного контакта и хмурятся, глядя на нас, мы понимаем, что нас не любят. Но что происходит, когда человек не понимает эти правила? Он может посылать непреднамеренные сигналы другим людям или неправильно интерпретировать получаемые от них невербальные сообщения.
Оценка навыков невербального общения вашего ребенка
Есть много способов, с помощью которых можно неформально оценить невербальные навыки вашего ребенка. На самом деле, вы даже можете превратить это в забавную игру. Включите телевизионную передачу, которая ему нравится. Выключите звук и попросите ребенка описывать то, что происходит на экране. Время от времени включайте звук, чтобы определить, насколько точны его описания. Пока звук включен, попросите ребенка повернуться к телевизору спиной. Теперь вы можете оценить его способность понимать паралингвистику (параязык), попросив его объяснять то, что происходит в программе.
Аналогичный анализ можно проводить в продуктовом магазине или торговом центре. Вместе с ребенком наблюдайте за людьми и просите его толковать их мимику, жесты, предполагать, о чем они думают или что чувствуют. Если ваш ребенок будет способен точно описать чужие эмоции и действия, вы удостоверитесь в том, что он умеет получать и правильно интерпретировать невербальную информацию от других людей.
Для оценки того, насколько хорошо ваши дети отправляют невербальные сообщения собеседникам, вы можете просто понаблюдать за тем, как они играют с другими детьми, смотрят любимые телевизионные программы или участвуют в аналогичных мероприятиях. Если вы можете читать их эмоции, и их эмоции подходят к ситуации, вы может быть уверены в том, что ваши дети довольно хорошо умеют передавать информацию невербально.
Развитие навыков невербального общения вашего ребенка
Что делать, если ребенок не понимает чужие невербальные сигналы или сам не может четко передавать их? Есть множество способов помочь ему улучшить свои навыки невербальной коммуникации в игровой форме. Чтобы помочь ребенку улучшить свое понимание невербальных сигналов, сделайте следующее:
Расскажите или «прогудите/промычите» историю без слов. Пусть изменения в вашем голосе передают волнение, страх, радостье и так далее. Попросите ребенка описать, о чем была история, и обсудите различия между его интерпретацией и изначальным смыслом, который вы старались до него донести.
Вместе с ребенком посмотрите фильм и попросите его понаблюдать, как актеры используют свои глаза (выражение глаз), чтобы лучше передавать смысл реплик. Поговорите с вашим ребенком о том, что означают различия в зрительном контакте. Например, долгий и глубокий зрительный контакт, как правило, сигнализирует о том, что произносится что-то важное; бегающий взгляд во время разговора может означать нечестность или незаинтересованность.
Просмотрите журналы и вырежьте фотографии людей, одевающихся в разном стиле. Обсудите с вашим ребенком, куда могут направляться эти люди и чем они занимаются. Также обсудите, в каких ситуациях неуместны определенные стили одежды, и как реагируют люди, если кто-то одевается несоответствующим образом.
Есть одно веселое занятие, которое помогает обучить детей позам, жестам и выражению эмоций. Найдите старые журналы и попросите ребенка вырезать фотографии людей. Когда у вас появится целый набор фотографий, попросите ребенка определить, что чувствуют люди на каждой из них. Вы также можете поговорить с ребенком о том, как он сам проявляет свои чувства.
Чтобы помочь ребенку улучшить способность невербально доносить до собеседника свои мысли и чувства, нужно следующее:
Пусть ребенок повторяет фразу (например, «Я не говорил, что ты мог бы выйти на улицу») так, чтобы она обретала различные смыслы. Например, пусть сделает ударение на «я», чтобы фраза означала, что кто-то другой сказал это, или пусть акцентирует слово «ты», чтобы фраза означала, что кто-то другой может выйти на улицу.
Попросите ребенка рассказать историю без слов, он может «прогудеть/промычать» ее, как было описано выше, или разыграть.
Попросите ребенка корчить вам рожицы. Например, пусть ваш ребенок с помощью мимики попробует выразить счастье, гнев, печаль, отвращение, страх и удивление, не совершая при этом движений телом.
Не забудьте хвалить ребенка, когда он правильно определяет или передает эмоции, и тренируйте его, если случаются ошибки.