Взрослые забывают, что такое быть маленьким в прямом смысле этого слова. Читая детям книги об Алисе в стране чудес или Гулливере в стране лилипутов, мы можем представить, как чувствуют себя существа, во много раз меньшие, чем мы сами. Но когда мы были детьми, мы сами ощущали это в полной мере.
По мере взросления наше тело и психика развиваются одновременно. Поэтому с развитием психики мы склонны забывать ощущения от того, как быть маленьким в буквальном смысле. Удивительно, что мы не запоминаем самое значительное изменение, которое с нами случается в жизни – рост нашего тела. А он может быть существенным, особенно в подростковом возрасте и юности.
Еще с первобытных времен мы подсознательно воспринимаем превосходство в размерах как признак силы. Особенно четко это проявляется у маленьких детей: для них величина и старшинство – равнозначные понятия. Они склонны считать, что, чем вы выше, тем вы старше и сильнее. Если дети с раннего возраста понимают связь между ростом и уровнем развития, они чувствуют себя уверенно и не обижают тех, кто младше них или ниже ростом.
В случаях, когда ребенок не понимает такой связи, могут возникать проблемы: он может чувствовать себя спокойно в только в кругу взрослых, которые заботятся о младших (например, с родителями, учителями или врачами). Рядом с другими взрослыми, которые не придерживаются такой позиции, они чувствуют себя одиноко.
Психологи провели эксперимент: детям было предложено выбрать, в каком из двух стаканов больше воды. Стаканы были одинаковыми по диаметру, но разными по высоте, воды в стаканы было налито поровну. Большинство детей утверждали, что в высоком стакане воды больше, хотя визуально было очевидно, что воды в обоих стаканах поровну. Дети ассоциируют большую высоту с большим объемом воды, для них это аксиома.
С другой стороны, дети любят все маленькое: модели машинок, игрушечные поезда, кукольные домики и т. д. Это тоже связано с их развитием: миниатюрный мир является выражением их личного опыта, в котором они играют ведущую роль.
Однако часто родители часто приходят в замешательство от поведения ребенка, потому что забывают тот факт, что они большие, а дети маленькие. Родители всегда имеют власть в семье, поэтому должны отнестись к такому несоответствию с пониманием и сочувствием. Дети об этом знают, а родители иногда забывают, особенно те, к кому в детстве также относились без должного уважения. Конфликты могут возникать из-за того, что дети проявляют негативные эмоции или впадают в истерики, и это приводит родителей в замешательство. Дети не могут увидеть ситуацию со стороны и думают: «Разве родители не видят, что я маленький? Почему они этого не понимают? Они должны помочь мне!»
Для родителей, переживших в детстве эмоциональную травму, такое поведение ребенка напоминает о детстве, когда их самих не понимали родители, и они чувствовали себя бессильными. Когда они в таких случаях общаются с ребенком с позиции силы, они тем самым нарушают естественный порядок вещей. Например, ребенок может устраивать истерики, когда родители не дают ему выбрать, что надеть. Родители должны понять, что ребенок таким образом пытается донести до родителей, что он маленький, но ему нужна свобода действий. Вместо этого родители часто злятся на него. Чем больше они проявляют злость, тем сильнее становятся истерики ребенка. Родители, которые в детстве испытывали эмоциональные травмы, подсознательно думают, что сопротивление ребенка делает его больше. Они помнят, что в подобных случаях родители злились на них, и поэтому сами склонны поступать так же по отношению к своему ребенку.
В таких случаях родители могут чувствовать себя большими или маленькими в зависимости от эмоций, которые они испытывают. Когда они расстроены из-за плохого поведения ребенка, он может подсознательно казаться им большим и вызывать сильные реакции.
Был проведен эксперимент, в котором приняли участие две группы матерей: пережившие в детстве эмоциональную травму и не испытывавшие ее. Когда участницам эксперимента показывали картинки хищных животных, представительницы обеих групп испытывали страх, об этом свидетельствовала активность определенных участков мозга. Но у участниц, которые пережили эмоциональную травму, эти участки мозга были активны и в случае, когда им давали слушать аудиозапись плача ребенка. В этом случае они также испытывали страх.
Исследования психологов показывают связь между эмоциональными переживаниями родителей в детстве и их привязанностью к своим детям. Родители, пережившие в детстве эмоциональную травму и не имевшие возможности справиться с этим опытом, часто испытывают страх перед детьми или сами вызывают у них страх. Сильные отрицательные чувства маленького ребенка неосознанно напоминают им о непрожитых в детстве эмоциях.
Когда ваш ребенок впадает в истерику, скажите себе: «Да, это меня раздражает и пугает. Но ребенок еще маленький, и сила его эмоций тоже невелика. Ребенок маленький, а я большая, и мне не стоит это забывать». Это простое напоминание поможет вам правильно оценивать ситуацию, не преувеличивать и не преуменьшать ее.