Исследования головного мозга детей установили связь между их ранним опытом общения и объемом миндалевидного тела (миндалины), которое помогает контролировать процесс обработки информации и память об эмоциональных реакциях. Многочисленные исследования также обнаружили, что дети, которые выросли в заботливой среде, как правило, лучше учатся в школе и более эмоционально развиты, чем их сверстники, которые получают меньше материнской любви.
Визуализация мозга продемонстрировала, что любовь матери физически влияет на объем гиппокампа ее ребенка, т. е. на участок мозга, отвечающий за обучение, память и стрессоустойчивость. Исследование определило, что объем гиппокампа у любимых матерями детей на 10% больше, чем у детей, чьи матери проявляют меньше нежности. Также исследование обнаружило связь между большим объемом гиппокампа и лучшей памятью.
Можно с уверенностью утверждать, что психосоциальная среда оказывает существенное влияние на пути развития человеческого мозга. Это хорошее подтверждение того, что заботливое воспитание с самого раннего возраста положительно влияет на развитие ребенка.
Существует исследование, которое является частью текущего проекта отслеживания развития детей с ранними депрессиями. В рамках проекта ученые измерили уровень материнской поддержки детей, которые в возрасте от 3 до 6-ти лет уже демонстрировали симптомы депрессии или других психических расстройств, и детей, которые не имели проблем с психическим здоровьем, предложив им так называемое «задание ожидания».
Исследователи поместили мать и ребенка в комнату вместе с красиво упакованным подарком и опросным листом, который она должна была заполнить. Детям сказали, что они могут открыть подарок только через пять минут, то есть тогда, когда их матери закончат заполнять анкету. Группа психиатров, которые для объективности ничего не знали о здоровье детей или темпераментах родителей, оценивала объем поддержки, которую матери оказывали своим детям.
Заботливые мамы утешали и успокаивали детей, объясняли им, что ждать осталось всего несколько минут, и говорили, что понимают, насколько сложившаяся ситуация расстраивает ребенка. Это задание отражало то, что происходит в семьях в повседневной жизни, и дало исследователям представление о том, сколько поддержки и заботы ребенок получает дома.
Спустя четыре года исследователи провели МРТ (магнитно-резонансную томографию) мозга 92 детей, участвовавших в выполнении «задания ожидания». По сравнению с не депрессивными (здоровыми) детьми с высоким уровнем материнской поддержки, у не депрессивных (здоровых) детей с низким уровнем материнской поддержки объем гиппокампа оказался на 9,2% меньше, а у депрессивных детей с высоким и низким уровнем материнской поддержки – на 6 и 10,6% меньший объем гиппокампа соответственно.
Хотя 95% матерей, участвовавших в исследовании, были биологическими матерями детей, исследователи утверждают, что влияние заботливого воспитания на мозг ребенка кровных и некровных воспитателей, вероятно, одинаково.
Исследователи продолжают следить за детьми по мере их взросления и планируют определить, как заботливое воспитание в дошкольном возрасте влияет на развитие других областей мозга.
Уже сейчас совершенно ясно, что заботливое, любящее воспитание не только хорошо способствует развитию ребенка, но и физически изменяет мозг.