В семье появился долгожданный мальчик, и вы уверены, что в будущем рядом с вами появится крепкое надежное плечо, а женщины, глядя на вашего сына, не будут сетовать на то, что настоящие мужчины куда-то подевались. Что же следует делать, воспитывая в мальчике мужчину?
Стопроцентных рецептов воспитания настоящего мужчины, конечно, не существует, но определенные векторы, безусловно, есть.
Мужчина мечты
Большинство женщин ценит в мужчинах силу, смелость, ответственность, заботу и великодушие, способность обеспечить и защитить свою семью, самостоятельно решить проблемы. Рассмотрим возможные причины формирования «немужских» качеств у мальчика.
Причины «немужского» поведения
1. Нет хорошего примера перед глазами. Это относится не только к неполным семьям, но и к семьям, в которых папа не является примером для подражания: ребенок не видит и не знает, как проявляет себя достойный мужчина, как он требователен к себе и великодушен по отношению к слабым, – у ребенка просто нет положительного примера перед глазами.
Это поправимо. Можно подключить к воспитанию дедушку, дядю, брата – тех, кто заинтересован в развитии мужских качеств вашего паренька. Пусть это общение и не будет слишком частым – главное, чтобы оно было качественным. Можно найти и чуткого тренера или педагога в той области, к которой у мальчика есть склонность.
2. Нет самостоятельности и ответственности. Зачастую мамы чересчур беспокоятся за своих мальчуганов (или за себя и общественное мнение), лишая их самостоятельности: «Не беги – упадешь»; «Не трогай – испачкаешься». Такое воспитание дает печальный результат: повзрослев, ваш сын будет пасовать перед любыми проблемами.
Мужчины, не умеющие решать проблемы и вставать после падений, боящиеся испачкать руки и как следует потрудиться, сталкиваясь с трудностями, зачастую находят утешение на дне бутылке.
Взрослый должен адекватно оценивать ситуацию, видеть разницу между процессом развития и самоутверждения и очевидно опасным поведением, учить справляться с трудностями и не бояться их. Для этого мамам самим стоит поработать со своей тревожностью и давать ребенку адекватную обратную связь. Например, прекратить ахать и вскрикивать, когда малыш падает. Если трудно удержаться от возгласа, восклицайте с улыбкой: «Ура! Встаем!», давая понять, что малыш получил опыт – ничего страшного, можно продолжать. Мой отец, когда его внук падал, восклицал: «Что нашел? Дай мне!» Шутка, конечно, но в ней есть философский смысл: малыш действительно находил, обретал опыт.
Следует также создавать среду с контролируемыми трудностями с раннего возраста. Чтобы мальчик мог и полазить, и побегать, и попрыгать.
Ответственность и самостоятельность – это возможность проявить себя и быть полезным, приложить усилие и получить результат. Это возможность справиться самому и помочь другому.
3. Отсутствие доверия. Мамы часто не доверяют мальчишкам, потому что сделают они небрежно, не так и не очень хорошо. Спешить помогать мальчишкам не стоит. В том, что он попыхтит некоторое время, нет ничего страшного – только польза. Пусть с трудом, но он залезет на лесенку на детской площадке, пусть он потратит больше времени, но научится завязывать шнурки и так далее. Пусть сам примет решение и справится с последствием.
Пусть у него будут обязанности: самому заправить постель, вынести мусор, постирать себе носки. Если это поощрять, малыши с радостью помогут маме, если только она не отобьет охоту своим желанием кинуться на помощь, все исправить и сделать как лучше.
Еще один очень важный принцип в воспитании мальчиков – границы широки, но тверды. Это означает, что не стоит одергивать по мелочам, но правила непоколебимы. Мальчикам, как и взрослым мужчинам, важно знать четкие правила, внутри которых – свобода. То есть разрешено все, что не запрещено. Верьте в своего маленького мужчину и, главное, умейте вовремя отпускать. Все больше отпускать, чтобы со временем отпустить совсем. Отпустить во взрослую жизнь…