Стоит один раз одеть маленького мальчика в розовую кофточку, на вас сразу же посыплется критика: «Это же мальчик!», «Мальчики не носят розовое!» И это может привести вас в замешательство: ребенку всего 10 месяцев, а люди уже четко определяют, какая одежда ему подходит, а какая – нет. Мальчики не носят розовое – и точка!
Взрослые часто проецируют свои стереотипы и на детей. Они с самого раннего возраста определяют, как должны вести себя мальчики и девочки, как они должны одеваться, какими игрушками играть и т. д.
Родителям следует обращать внимание на то, в чем они проявляют стереотипы по отношению к своему ребенку. Нужно предотвращать такое поведение и защитить от него ребенка.
Чаще всего ребенок подвергается гендерным стереотипам. Когда люди узнают, что кто-то из их знакомых ждет ребенка, самым распространенным вопросом является: «Кто у вас – мальчик или девочка?» Осознанно или нет, но пол ребенка становится для родителей некой отправной точкой в дальнейшем его воспитании.
Почему так происходит? Почему ребенок еще не родился, а родители уже решили, какие подарки ему дарить, как он должен выглядеть в будущем и как себя вести в разных ситуациях?
Пол ребенка играет еще большую роль, когда приходит время выбирать для ребенка одежду. Практически все магазины одежды для детей, разделяют одежду на две категории: для мальчиков и для девочек. Одежды, которая подходит и для тех, и для других, даже для младенцев, практически нет.
Если вы не разделяете распространенных в обществе стереотипов, вы все равно не сможете изолировать от них ребенка. Если у вас растет мальчик, друг семьи будет предлагать ему пойти поиграть в футбол, а дедушка будет стараться научить его пользоваться инструментами. Мальчику будет сходить с рук плохое поведение на детской площадке («Ничего не поделаешь, это же мальчик»), а девочку, наоборот, будут одергивать при любой шалости («Ты же девочка!»).
Но как это все влияет на сознание ребенка? Как это формирует его будущее?
Психологам известно такое свойство мозга, как нейропластичность. Говоря простыми словами, это способность мозга меняться. Благодаря нейропластичности ребенок легко осваивает иностранный язык, когда попадает в новое языковое окружение. По этой же причине нормы, которые выдвигает общество, может сильно поменять привычки ребенка.
Чем мы моложе, тем большей нейропластичностью обладает наш мозг. Каждый раз, когда нас учат поступать определенным образом, когда мы формируем навык или убеждение, мы укрепляем определенные нейронные связи в мозгу.
Поэтому, если девочку приучают носить розовую одежду и спокойно сидеть продолжительное время, в ее сознании укрепляется установка проявлять терпение. Если мальчика подталкивают к тому, чтобы постоянно бегать, прыгать и взбираться на деревья, он усваивает необходимость проявлять физическую активность и непоседливость. Не всегда девочки склонны быть спокойными и послушными, а мальчики – физически активными. Но в процессе воспитания у них поощряют именно эти черты и укрепляют именно эти качества.
Однако, опасность в том, что, когда мы становимся старше, наш мозг становится менее пластичным. Дети, которых воспитывали подобным образом, вырастают и уже сами воспитывают следующее поколение детей. Если они сталкиваются с непоседливой девочкой или спокойным мальчиком, который любит читать книги, их мозг протестует против этого. У них прочно сформированы стереотипы о том, как должны вести себя девочки, а как – мальчики. Их мозг развит в соответствии с этими стереотипами.
Более того, если родители решают отойти от стереотипов, они вынуждены идти против самой организации своего мозга.
Но что же можно сделать в таком случае? Следует как можно раньше отказаться от гендерных стереотипов, которые мы применяем к маленьким детям: легче относиться к цвету одежды, которую носят дети, и игрушкам, которыми они играют. Например, если вы воспитываете девочку, не обязательно покупать ей только куклы. Обратите внимание на музыкальные, мягкие игрушки, настольные игры и т. д.