Чего хочет любой хороший родитель? Конечно же, чтобы ребенок правильно развивался, осваивал новые навыки, занимался действительно интересным для него делом и преуспел в нем. Не каждый ребенок станет следующим Эйнштейном, но помощь и поддержка родных людей в развитии способностей поможет малышу достигнуть успехов в выбранном занятии. А значит, он сможет обрести душевное равновесие и прожить счастливую жизнь. Ведь ничто так не радует любого человека, как занятие любимым делом.
Виды детских способностей в зависимости от типа интеллекта
У одного ребенка может быть сразу несколько способностей из совершенно разных сфер. Не стоит зацикливаться на одном таланте. Секрет воспитание гармоничной личности – всестороннее развитие и раскрытие потенциала человека.
Все способности человека можно условно разделить на несколько видов. Классификация базируется на теории «множественного интеллекта», разработанной доктором Говардом Гарднером. По его мнению, существующие тесты на измерение уровня интеллекта неверны. Доктор предлагает свою классификацию, состоящую из 9 видов интеллекта. Наблюдая за своим ребенком, вы легко сможете определить, в каких сферах ему стоит развиваться в дальнейшем.
Межличностный интеллект
Дети умеют быстро и легко находить общий язык с другими людьми. Они дружелюбны и хорошо ладят как со сверстниками, так и с людьми старшего возраста. Умеют слушать, терпеливы, и среди своих друзей часто выполняют роль «миротворцев». Хорошо чувствуют эмоции и настроение окружающих (высокий уровень эмпатийных способностей), иногда выступают в роли утешителей.
У них много близких друзей, в компании занимают лидерскую позицию. Предпочитают командную работу и игры, любят вступать в различные общественные организации. Если ваш ребенок проявляет такие черты – его способности кроются в области общения. Это будущие лидеры и руководители. Рекомендуется поощрять навыки активного слушания и ораторские способности.
Внутриличностный интеллект
Это дети с хорошо развитой саморефлексией («мыслители»), но окружающим часто кажется, что они витают в облаках. Предпочитают внутренний мир внешнему, могут быть застенчивыми или замкнутыми. Предпочитают не отвечать в классе, а после уроков долго говорить с учителем на данную тему. Часто такие дети знают, чего хотят от жизни, и ставят себе четкие жизненные цели. Интересуются историями из жизни людей и часто ведут дневник.
Ребенок с развитым внутриличностным интеллектом – это «вещь в себе» (по Канту). Он не любит делиться переживаниями и говорить по душам. Такого ребенка не нужно насильно записывать в театральные кружки и заставлять заниматься другими занятиями, где требуется общение. Это будущие писатели, философы, психологи, работники IT сферы. Дайте ребенку доступ к интересующей его информации и поддерживайте во всех начинаниях.
Пространственный интеллект
Дети с ярко выраженными визуально-пространственными склонностями – «прирожденные художники». Они замечают мельчайшие детали и обладают хорошим воображением. Хорошо рисуют и чувствуют цвета, с удовольствием занимаются фотографией и видеосъемкой. Рассказывая или объясняя что-либо, они сильно жестикулируют руками.
Это будущие дизайнеры, творцы, личности с необычайно развитым творческим началом. Могут быть немного эмоциональны. Для развития способностей вы можете вместе заниматься творчеством, строить конструкторы, лепить из пластилина, рисовать или обустраивать дизайн помещения.
Телесно-кинетический интеллект
Дети хорошо развиты физически. Имеют склонности к занятиям спортом и другим видам физической активности (актерское мастерство, строительство и другие). Им нравятся занятия, имеющие практическую направленность (моделирование, шитье, приготовление пищи, изготовление различных вещей). У них хорошо развита координация движений и равновесие, поэтому они часто преуспевают в занятиях танцами.
На самом деле, из детей с развитым телесно-кинетическим интеллектом может вырасти как выдающийся актер театра и кино, так и преуспевающий хирург, известный спортсмен или повар. Определите, к каким видам деятельности больше всего тяготеет ребенок, и постепенно развивайте его склонности. Ничего страшного, если в раннем детстве он будет успешно заниматься спортом, а в старшем возрасте захочет сменить занятие. Это нормальное явление для каждого человека. Главное – ваша полная поддержка и принятие.
Логико-математический интеллект
Дети с чрезвычайно развитым логическим мышлением. Им легко даются математические дисциплины. Легко считают в уме. Часто интересуются наукой и тем, как устроены вещи. Склонны выполнять действия определенным образом, вплоть до того, что это становится их навязчивой идеей. Их расстраивает, когда люди не разделяют их взглядов. Они организованы и пунктуальны, часто составляют списки покупок и дел, которые необходимо выполнить в течение дня и т. д. Предпочитают работать в одиночку.
Как и дети с развитым внутриличностным интеллектом, «логики» часто бывают одиноки, избегают шумных компаний и больших собраний людей. Предпочитают узкий круг общения, состоящий из самых доверенных личностей. Если направить способности ребенка в правильное русло, он может добиться успеха в программировании, математических дисциплинах, аналитике и в смежных профессиях.
Лингвистический интеллект
Дети с ярко выраженными языковыми способностями. Любят читать книги. Для собственного удовольствия пишут рассказы и стихотворения. Обожают рассказывать о том, что прочитали в книгах. Имеют обширный словарный запас и высокую грамотность, хорошо улавливают оттенки значений слов. Умеют правильно излагать свои мысли и объяснять что-либо другим людям. На досуге предпочитают разгадывать кроссворды и играть в игры со словами.
Это будущие «мастера пера», переводчики, преподаватели иностранных языков, редакторы. Поощряйте любовь ребенка к книгам. Если его интересуют иностранные языки – позаботьтесь о качественном обучении, ведь именно в этих сферах ребенок может добиться великолепных результатов.
Музыкальный интеллект
Дети с ярко выраженными способностями к музыке. Легко улавливают мелодии и разучивают песни. Легко учатся играть на музыкальных инструментах. Хорошо поют. Часто напевают песни, когда занимаются чем-либо, или настукивают разные ритмы. Их привлекают разные звуки.
При постоянном развитии способностей такие дети могут добиться успеха в любой из областей, где требуется хороший слух. Это музыканты, певцы, диджеи, композиторы. Предложите ребенку занятия в музыкальной школе или индивидуальные уроки с учителем. Но не настаивайте на выборе направления. Так, со временем ребенок может сменить игру на скрипке на гитару или барабаны.
Натуралистический интеллект
Любят животных, чаще всего имеют домашних питомцев. Увлекаются выращиванием растений, любят работать в саду и на огороде. Обожают проводить время на природе. Проявляют интерес к насекомым, динозаврам и археологии, предпочитают смотреть научно-популярные программы по телевизору. Коллекционируют различные вещи (часто – насекомых, камни и т. д.)
Это будущие биологи, ветеринары, представители аграрных профессий и других специальностей, связанных с природой и животными. С таким ребенком нужно больше гулять на природе, поощрять его заботу о братьях наших меньших и интерес к познавательным книгам и передачам.
Экзистенциональный интеллект
Глубоко мыслящие, тонко чувствующие дети. Они постоянно размышляют о природе таких вещей, о которых другие дети их возраста могут не задумываться всю жизнь: душа, жизнь после смерти, смысл существования и возникновение Вселенной. На первый взгляд могут казаться слишком серьезными, оторванными от реальности.
При поддержке, отсутствия давления со стороны родителей и помощи в развитии природных склонностей, ребенок может стать ученым, философом, политиком, настоящим лидером.
Приведенная выше классификация не означает, что ребенок обладает лишь одним типом интеллекта. Один человек может успешно сочетать задатки мыслителя и артиста, спортсмена и любителя животных. Поэтому не стоит ограничиваться одним видом деятельности. Поддерживайте широкий круг интереса ребенка, признавайте его способности и не критикуйте, если он ведет себя не так, как другие.