Избыточный вес у детей – серьезная проблема, о которой говорят педиатры во многих странах. Например, опросы, проведенные в 2017 и 2018 годах в Великобритании показали, что 28% детей в возрасте от 2 до 15 лет имели избыточный вес или даже ожирение. У таких детей высок риск того, что избыточный вес сохранится и во взрослом возрасте. Также у их могут развиться такие заболевания, как сахарный диабет 2 типа, остеоартрит и онкологические заболевания.
Такой рост ожирения вызван неправильным питанием и снижением физической активности. Только 41% одиннадцатилетних детей в Европе и Канаде ежедневно употребляют овощи, и только 24% проявляют ежедневную физическую активность (например, занимаются бегом или быстрой ходьбой) в течение часа и больше.
Решение этой проблемы в раннем детстве важно для развития здорового поведения на протяжении всей жизни. Одно из возможных решений – выращивание растений в школе как внеклассное занятие. Такая стратегия направлена одновременно на повышение физической активности и развитие привычек здорового питания.
Как приучить детей к выращиванию овощей
В 2018 году группа детских психологов из Великобритании провела эксперимент в одной из начальных школ Лондона. Ученые разработали программу, которая включала в себя выращивание овощей. Для детей проводились соответствующие занятия два часа в неделю в течение года. Для детей также проводились отдельные уроки о пользе растительной пищи. Детям также предлагалось употреблять в пищу блюда из овощей.
Занятия по выращиванию овощей были разработаны на основе предложений самих детей. Дети предлагали, где можно построить теплицы для растений. Зимой они под руководством учителей подготовили грядки для посадки овощей – пропололи их и удобрили. Затем дети посеяли семена и ухаживали за растениями.
Результаты исследования
Для того чтобы сделать вывод о пользе занятий, описанных выше, ученые провели эксперимент одновременно в двух группах по 30 человек. В то время как опытная группа в течение года занималась выращиванием овощей, контрольная группа училась по обычной школьной программе. Во втором полугодии контрольной группе также было предложено заниматься выращиванием овощей.
Ученые попросили детей из обеих групп в течение недели носить часы с шагомером, чтобы измерить уровень их физической активности. Также детям было предложено заполнить анкету, в которой они указали, любят ли они фрукты и овощи, и в каком количестве употребляют их в пищу.
Психологи обнаружили, что дети, которые принимали участие в выращивании овощей, больше времени проводили в движении, чем их сверстники, которые занимались в классе. Также дети из опытной группы проявляли большую физическую активность, выполняя работы по выращиванию растений с умеренной или высокой интенсивностью. Также в беседах с психологами дети упоминали, что за время, которое они проводили в теплицах, они стали сильнее и у них развились мускулы.
Несмотря на то, что большая часть эксперимента проходила зимой, это не снизило интерес детей к выращиванию овощей. Им нравилось это занятие, и они стремились проводить больше времени на открытом воздухе.
О чем говорит исследование
Исследование не показало, что дети, которые работали в теплице, стали употреблять больше овощей в пищу. Однако в ходе беседы дети сообщали, что за время эксперимента они больше узнали о растениях, правильном питании и пользе фруктов и овощей. Многие дети сказали, что стали есть овощи, от которых раньше отказывались.
На первом этапе эксперимента, зимой, дети занимались подготовкой теплиц, поэтому они не могли пробовать овощи, которые сами вырастили. Некоторые дети в ходе беседы говорили, что они бы употребляли в пищу больше овощей, если бы они работали в теплицах круглый год.
Учителя обнаружили, что дети, которые раньше плохо справлялись с учебой, проявляли большую активность в выращивании растений. После завершения эксперимента они показывали значительный прогресс в учебе.