Пока детки были маленькие, мы часто рассуждали о том, какими же они будут, когда вырастут. Малыши в это время мирно посапывали в колясках и не подозревали, что речь идет об их дальнейшей судьбе.
Каждая из нас рассказывала про особенности характера своего малыша. Одна говорила, что ее ребенок крайне любознательный, другая хвасталась тем, что ее малышка очень шустрая. Приходилось верить на слово, потому как в спящем состоянии и закутанные в конверты все дети удивительно похожи друг на друга.
Все изменилось весной, когда стало по-настоящему тепло. Теперь цель прогулки была не сон на свежем воздухе, а активное движение и общение со сверстниками. Вот тут сразу стало понятно, кто есть кто.
Как понять характер ребенка
Вот флегматичный и очень серьезный Саша. Куда Сашу поставили – там он и стоит. Дали лопатку в руки — играет лопаткой, дали мячик – играет мячиком. А ничего не дали, он будет философски созерцать окружающий мир. И как не пытается Сашина мама расшевелить своего сына, заставить побегать, вовлечь в игру, ничего у нее не получается. У ее сына на этот счет какие-то свои, только ему ведомые, мысли.
Вот шустрая Лена. Только была возле мамы, через секунду в пяти метрах от нее, а еще через десять секунд уже на другом конце двора. Лена все время куда-то идет, ее не смущают канавы, газоны, кусты, лужи, бордюры и прочие неровности рельефа. Она шагает, переступает, переползает.
И попробуй встать у Лены на пути, или развернуть ее в другую сторону — немедленно начнется скандал! Сразу видно: у человека есть цель, и он к ней упорно движется. Понятно, почему Ленина мама такая стройная. Ей толстеть некогда, она всю прогулку за дочкой бегает.
Вот Сережа, любитель маминых рук. Между прочим, Сережа старше всех, и ходить он научился самый первый — но ходит он неохотно! Сережа напоминает мне маленького барина. Он ленив и вальяжен. Ему бы все у мамы на ручках посидеть или в коляске покататься. А Сережина мама и не удивляется. Она говорит, что он с самого рождения такой, даже кушает всегда неторопливо, «с чувством, с толком, с расстановкой».
Вот общительная Соня. Общение Сони с детьми проходит в таком формате: она подходит к другому ребенку и отбирает у него каталку, мячик, лопатку… Причем Соню вовсе не смущает то, что мальчик, у которого она отбирает игрушку, на две головы ее выше. Сонина мама пытается с этим бороться, но пока безуспешно. Одни детки отдают игрушку без всякого сопротивления. Другие возмущаются, крепко держат свою каталку. Но Соня не отступает, добивается своего!
Думаете, у Сони нет своих игрушек? Ничего подобного, полный пакет, только своим-то играть неинтересно. А еще Соня очень любит собак. Завидит собаку на другом конце двора и начинает громко кричать, а потом прямиком к ней. И опять Соню совершенно не смущает, что собака раза в три больше, чем она.
Вот любительница песка Лиза. Она все время играет в песок. Усядется Лизавета в песочнице и самозабвенно пересыпает песочек из зеленого ведерка в красное, из красного опять в зеленое. И кажется, что ничего ей больше в жизни и не нужно. Лизиной маме мы все тайно завидуем, потому что она сидит на лавочке рядом с песочницей и книжку себе читает, в то время как остальные мамы только и успевают догонять, разнимать, поднимать, оттряхивать и отмывать…
Вот юный техник Максим. Ни одно транспортное средство в нашем дворе не останется им незамеченным. Максима интересует все: трехколесный велосипед, самокат, игрушечная коляска, роликовые коньки. А последнее время Максим все чаще начел заглядываться на автомобили. Как только услышит звук заводящегося мотора, так сразу по сторонам начинает оглядываться, чтоб установить источник шума.
Вот болтушка Катя. Она идет и говорит, едет в коляске и говорит, качается на качелях и говорит. Что она говорит, пока непонятно, но то, что болтает больше всех детей вместе взятых – это факт. А еще Катя всем радуется. Выходят во двор знакомые детки с мамами — она их узнает, улыбается, подходит здороваться. Выходят во двор незнакомые детки с мамами — она и им улыбается, сама первая подходит знакомиться.
Зачем родителям знать темперамент ребенка
И, казалось бы, детям еще нет и двух, они еще мало что умеют и понимают, им много чему предстоит научиться в жизни. Но уже сейчас, наблюдая за их поведением, мы делаем выводы.
Лену, которая вечно в движении, вряд ли в будущем заставишь делать аппликации из бумаги, а вот Лиза явно к этому склонна. Маловероятно, что Саша станет душой компании, а вот разговорчивая Катя, скорее всего, всегда будет в центре внимания. Соня, которая не боится никого и ничего, в этой жизни точно не пропадет, а ее маме наверняка не раз придется краснеть за дочкины выходки.
У меня нет педагогического образования, я не заканчивала факультет психологии, я просто мама. Но находясь рядом с дочкой 24 часа в сутки и наблюдая за ее сверстниками во время ежедневных прогулок, мне становится ясно, что главная задача родителей – понять, к чему же склонен их ребенок. Есть ли смысл тянуть малыша-интроверта в коллектив, навязывать ему общество сверстников? Все равно он при первом же удобном случае уединится где-нибудь с любимой игрушкой или книжкой. Нужно ли заставлять подвижного ребенка сидеть в песочнице — или ему физически необходимо выплеснуть энергию и пройти энное количество шагов за день?
Кому как ни родителям виден темперамент и характер ребенка с самого рождения. Они с первых месяцев могут понять, что интересно их малышу, к какому роду деятельности он предрасположен.
Конечно, будут еще воспитатели в детском саду, учителя в школе. Наверняка они скажут, что ваш сын прекрасно рисует и строит отдать его в художественную школу, или что у него явная склонность к точным наукам. А если не скажут? Стоит ли перекладывать всю ответственность на профессиональных педагогов? Чем раньше мы сами поймем, что же по-настоящему интересно ребенку в этой жизни, тем лучше для него и проще для нас.