Дети меняют школы и классы не только при смене места жительства, но и при поиске родителями «сильных» педагогов и хороших учебных заведений. Расставаться с друзьями и привычными стенами бывает непросто, как и найти друзей на новом месте.
К моменту прихода «новенького» класс зачастую представляет собой уже сложившийся коллектив: все роли распределены, маленькие группы друзей и приятелей сложены. Многие вновь прибывшие не хотят «навязываться» и ждут, что одноклассники сами подойдут и скажут: «Давай с нами!», но так бывает далеко не всегда. Ребенку необходимо быть активным, если он намерен сдружиться с одноклассниками, и быть готовым к тому, что сверстники не будут думать, как осчастливить и развлечь его, поэтому первый шаг нужно сделать тому, кто вливается в коллектив. В общем, ребенку предстоит адаптация, и поддержка близких в этот момент очень нужна.
В зависимости от возраста дети по-разному принимают перемены. И если старшеклассники нехотя делятся неприятностями, и помочь им сложно, то школьники начальной и средней школы часто рассказывают о том, что их волнует, при доброжелательности и искренней заинтересованности.
В начальной школе дети в большинстве своём неравнодушны к учебе: они старательны, переживают за оценки, и если на новом месте увлечь их, к примеру, новыми интересными занятиями, то адаптация пройдет легко.
У детей среднего школьного возраста могут возникнуть подростковые проявления: замкнутость, негатив, агрессия. Не требуйте пятёрок во время привыкания к новой школе. Для подростка важно найти хорошую мотивацию, например, новые возможности, сильный педагогический состав.
Старшеклассники очень привязаны к друзьям-одноклассникам, поэтому нелегко переносят «перемену мест», нередко впадают в уныние. Важно дать подростку возможность поверить в свои силы.