Пожалуйста, представьте сегодняшнего ребенка, мальчика или девочку, которому восемь, девять или же десять лет. Вообразите его жизнь через лет двадцать. На календаре будет 2035 год. Этому ребенку будет около тридцати лет, и он будет заниматься построением своей карьеры в какой-нибудь отрасли. Но в какой? Что мы сегодня знаем о том, как подготовить ребенка к будущему?
Существует вероятность, что виды работ, хорошо знакомые нам сегодня, будут отличаться или вообще перестанут существовать к 2035 году. Какие виды работ придут им на смену, пока не ясно. Родители, преподаватели и политики каждый день принимают решения о том, как готовить детей к их жизни в далеком будущем. Но будем откровенны: мы часто работаем над принятием подобных решений вслепую.
В идеале, мы должны максимально узнать о том, каким мир будет в будущем, и пытаться приводить наши принципы и правила, а также усилия для образования детей в соответствие с потенциальной моделью этого обозримого будущего. В действительности же большинство наших усилий соответствует в лучшем случае сегодняшнему дню. Мы слишком слабо предполагаем и представляем себе наше будущее.
Что нам известно о будущем достаточно точно?
Основываясь на том, что возникает и изменяется сейчас, мы можем сказать, что:
Наша жизнь и работа будут сметаемы очередными волнами перемен.
Будет больше работы с вовлечением международных связей, а гражданство получит более глобальную направленность.
Будет больше многопрофильной, многоотраслевой работы, требующей новых видов сотрудничества.
Гораздо больше работы будет выполняться с применением цифровых устройств и интеллектуальных систем.
В работе и жизни будет использоваться больше элементов визуальных коммуникаций.
Мир будет бороться с проблемами устойчивого развития и стабильности теми способами, которые будут охватывать максимальное количество работников.
По мере того как общество будет противостоять все новым и новым проблемам, количество гражданских обязанностей будет только увеличиваться, а сами они будут становиться все более и более сложными.
Девять навыков, необходимых детям для будущего
Подготовка к неопределенности требует перехода от частного к более общему, от рабочих навыков, которые мы можем определить сегодня, до навыков, которые подготовят ребенка к неопределенному диапазону вариантов развития будущего и постоянным изменениям. Каковы эти навыки?
1. Любовь к обучению – любовь к обучению как таковая, без определенной уверенности в конкретных навыках и знаниях, которые могут нам понадобиться в будущем. Желание узнавать приносит человеку больший успех. Оно приходит из детского опыта, когда обучение хоть и сложное, но, как правило, интересное, увлекательное, полезное и веселое и иногда включает в себя то, чему ребенок очень хочет научиться сам.
2. Навыки приобретения знаний – умению учиться тоже можно научиться, и оно должно стоять в центре школьной программы. Оно включает в себя циклические усилия по воспитанию и развитию навыков приобретения знаний и предоставляет детям возможность анализировать и узнавать о том, как они могут учиться еще лучше.
3. Самопознание – познание самого себя – это центральный навык. Важной его составляющей является скромность, а другой, не менее важной, – уверенность в себе и своих силах. Знающий себя ребенок вырастет человеком, который может и хочет говорить с разными людьми, чтобы внимательно слушать их, черпать что-то новое для себя и продолжать учиться дальше.
4. Сочувствие – дети могут быть естественным образом сосредоточены на себе и поэтому часто бывают эгоистичны. Выход есть. Мы можем учить их понимать, в каких ситуациях и в каком состоянии находятся другие люди, понимать точку зрения других людей. Ребенок, который развивает чувство понимания других людей, будет сильным сотрудником и компаньоном.
5. Коммуникация, общение – включает устную, письменную и все чаще визуальную коммуникацию, которая станет основой большинства видов работ. Коммуникабельность можно развивать с помощью чуткости, сочувствия, которые, в свою очередь, улучшают и усиливают навык сотрудничества.
6. Житейская мудрость – не все образование происходит в школе. Сравните преимущества ребенка, который был в столице и видел столичную жизнь, с ребенком, который никогда не покидал свою деревню. Или, если быть справедливым, с ребенком, который живет в городе и никогда не видел ферму или деревню.
7. Уверенность в себе в сложных ситуациях – мир не вращается по простым причинам и следствиям, а сложные вопросы не предполагают ответов «черное» или «белое». Наш мир полон нюансов и сложностей. Изучение и понимание его смысла имеют большое значение для успеха в работе и жизни в целом.
8. Постановка целей – успешные люди учатся ставить цели и достигать их. Для работодателя это означает, что они продуктивны. Для самого человека – личный успех и рост.
9. Непредубежденный ум – никакой успех невозможен, если мы не учим детей становиться открытыми, гибкими, вдумчивыми, непредубежденными людьми. Их мир будет постоянно меняться и предлагать все новые и новые задачи, поэтому быть сильным и подготовленным предполагает умение с легкостью адаптироваться к изменениям, смотреть непредвзято и всегда быть открытым для новой информации.
Инновационные обучающие программы по всему миру уже сейчас уделяют внимание развитию, по крайней мере, некоторых из этих девяти навыков, часто они акцентируются на экспериментальном обучении, сотрудничестве и сосредоточены на собственных интересах учащегося, его потребностях и мотивации.
Но хотя инновационные программы обучения продолжают совершенствоваться, стремление к «старым добрым основам» может нивелировать интерес к развитию такого рода навыков. И это будет означать потерю глубины и силы, которую мы должны вселять в молодые умы во всем мире. Будем же помнить об этом.