Чувство стыда, когда хочется исчезнуть, убежать от гнетущего состояния, в большей или меньшей степени знакомо всем. Стыд — гамма негативных эмоций: страх, гнев, беззащитность. Поэтому вызывать это чувство у детей — не самая хорошая идея.
Стыд — «инструмент» воспитания?
Чувство стыда — один из показателей нравственной воспитанности, тормоз, удерживающий человека от неблаговидных поступков. Это чувство не врожденное: оно формируется примерно к трем годам и развивается в процессе взросления и воспитания.
Считается, что чувство стыда приводит к пониманию своих проступков и их отсутствию в будущем. Казалось бы, верное мнение, но от стыда в данном случае проку мало.
Например, школьник вместе с друзьями-одноклассниками, не решившись отказать им, сбежал с урока в кино. Отец, ругая сына, говорит: «Тебе должно быть стыдно, потому что ты тряпка, у тебя нет своего мнения».
В этом случае важнее объяснить ребенку, что чувствовал учитель, одноклассники, родители, чтобы донести до провинившегося суть инцидента, а не просто пристыдить и обидеть. Дети совершают много глупостей — надо учить их думать не только о мимолётных желаниях, но и просчитывать последствия.
Дошкольники всегда очень рады похвале. Когда они слышат «Как тебе не стыдно!», то понимают, что их противопоставляют «правильным» детям, и чувствуют себя изгнанными из общества тех, кто ведет себя правильно. И в этом основная «ценность» горького чувства: заставить члена общества соблюдать общепринятые нормы и правила.