Когда вы озвучиваете ребенку правила безопасности, нужно объяснить ему, почему это важно. Вы можете добиться его подчинения с помощью фразы: «Потому что я так сказала», но это не убедит ребенка в важности правила. Постарайтесь уверить его, что правила нужны не для того, чтобы сделать его жизнь менее радостной, а для того, чтобы он был в безопасности. Чем более справедливыми и разумными правила кажутся ребенку, тем более вероятно, что он примет их и будет придерживаться.
Не запугивайте ребенка. Если вы не хотите, чтобы ребенок лазал по деревьям, не стоит говорить ему: «Ты упадешь и свернешь себе шею». Лучше скажите: «Ты можешь упасть, и тебе будет больно». Если вы преувеличиваете возможную опасность, это способно привести к одному из двух последствий (или обоим сразу):
ребенок перестанет вам доверять. Он не поверит вам, потому что понимает: то, что вы говорите, маловероятно;
ребенок поверит вам, но вырастет с уверенностью в том, что мир – это страшное место, полное опасностей.
Когда ребенок не подчинятся установленным правилам, вы должны дать ему понять, что его опасное поведение имеет последствия. Если ребенок выбегает на проезжую часть, вы должны немедленно вернуть его в безопасное место, еще раз повторить ему правило, объяснив его причины (например, сказать, что водители могут не увидеть ребенка) и предупредить, что так делать нельзя.
Такое предупреждение следует делать всего один раз. Если ребенок все равно повторяет опасное поведение, вам необходимо установить для него строгие последствия. Они должны быть связаны с потребностью обеспечить ребенку безопасность. Например, если он снова выбегает на проезжую часть, стоит увести его домой. Объясните ребенку связь между его поведением и последствиями: «Я предупреждала тебя, что бегать по проезжей части нельзя. Это опасно. Если ты не можешь безопасно играть на улице, играй дома».
Когда установленные вами правила кажутся ребенку справедливыми, и он понимает необходимость собственной безопасности, то будет соблюдать эти правила. Он станет слушаться вас не для того, чтобы угодить вам, а потому что начнет считать ваши правила его собственными.
Внутренний голос
Для безопасности ребенка нужно нечто большее, чем простое следование правилам. Ребенок должен доверять собственным инстинктам относительно того, что опасно, а что – нет. С вашей помощью ему необходимо развивать свой внутренний голос, который будет предупреждать его о возможной опасности. Этот голос удержит ребенка от того, чтобы садиться в машину к незнакомцу, гулять в безлюдных местах и т. д. Поэтому научите ребенка доверять инстинктам. Всякий раз, слыша этот внутренний голос, он должен прислушиваться к нему.
Репетиция безопасности
Еще один способ развить у ребенка инстинкты самосохранения – репетировать с ним ситуации, связанные с безопасностью. Сделайте это в игровой форме. Сочетайте простые проблемы с более сложными:
Как бы ты поступил, если бы незнакомец пришел за тобой в детский сад и предложил отвести домой?
Что бы ты сделал, если бы твой мяч выкатился на дорогу?
Что бы ты сделал, если бы потерялся в супермаркете и не смог меня найти?
Что бы ты сделал, увидев, как другой ребенок упал с дерева?
Как бы ты поступил, если бы другой ребенок сел на краю горки и отказывался спускаться?
Что бы ты сделал, разбив стакан?
Как бы ты поступил, если бы твой друг предложил тебе сделать что-то опасное?
Если ребенок озадачен вашими вопросами, предложите ему несколько вариантов на выбор.
Ребенок может дать совершенно неожиданные ответы, например: «Я подожду, пока мяч сам вернется ко мне»; «Я предложу ребенку конфету, чтобы он спустился с горки» и т. д.
Не смейтесь над такими ответами ребенка. Он говорит вполне серьезно, а его ответы соответствуют его возрасту. Вместо этого похвалите его за сообразительность, предложите лучшее решение, а в следующий раз задайте тот же вопрос.