Все люди улыбаются. Улыбка распространена во всех культурах мира. Считается, что способность улыбаться досталась нам в процессе эволюции от приматов. И хотя дети начинают улыбаться еще в утробе матери, улыбка как реакция на внешние стимулы развивается у ребенка примерно в возрасте 6-ти недель. Младенцы от восьми месяцев до одного года с помощью улыбки выражают искренний интерес и внимание к родителям.
Но не все улыбки одинаковы. Искренняя улыбка (также называемая «улыбкой Дюшена») задействует мышцы глаз, рта, щек и бровей. Такую улыбку сложно сымитировать. Она выражает положительные эмоции, такие как радость, удовлетворенность или воодушевление. Наигранная улыбка не задействует все лицевые мышцы. Чаще всего она вызвана желанием скрыть эмоции, оправдаться, смягчить критику или ложь.
В 2016 году ученые провели исследование, целью которого было выяснить, с какого возраста дети могут распознавать искреннюю улыбку и как она связана с просоциальным поведением ребенка. (Просоциальное поведение – это добровольное стремление человека помочь кому-либо. Примером такого поведения можно считать честность или сотрудничество.)
В исследовании приняли участие 168 детей в возрасте от 2-х до 5-ти лет. Его результаты показали:
Способность различать искреннюю и фальшивую улыбку развивается в возрасте от двух до 4-х лет.
К 4 годам ребенок умеет вербально описывать искреннюю улыбку.
Дети 4-х и 5-ти лет, улыбающиеся искренне, более склонны к просоциальному поведению, чем те, которые улыбаются фальшиво.
Люди сотрудничают друг с другом ради выживания. Для близкого общения мы выбираем тех, с кем можно эффективнее взаимодействовать. При этом решение, стоит ли вступать в такое взаимодействие или нет, мы принимает на основании предыдущего общения с определенным человеком, его репутации.
Если таких данных о человеке нет, мы ищем подтверждение того, что он готов к сотрудничеству. Поскольку искреннюю улыбку сложно сымитировать, мы склонны верить такому сигналу. Увидев искреннюю улыбку, мы убеждаемся не только в готовности человека к сотрудничеству, но и в его честности и открытости.
Исследование, приведенное выше, подтверждает, что даже в раннем возрасте дети умеют отличать искреннюю улыбку от фальшивой, и на основании этого решают, с кем общаться и кому доверять. Кроме того, ученые пришли к выводу, что подобная избирательность ребенка в будущем формирует механизм выбора партнера.
Способность ребенка отличать искреннюю улыбку от фальшивой является одним из показателей развития в раннем возрасте. (Показатель развития – это модель поведения или способность, демонстрирующая уровень развития ребенка в определенный период. К ним относятся способности ходить, разговаривать, прыгать, рисовать круг и т. д.)