Говорить ли детям о том, что они «особенные»?

Говорить ли детям о том, что они «особенные»?

Ведущие психологи подчеркивают значение «быть обычным». Ведь когда родители явными и скрытыми способами дают понять современным детям, что они особенные, это развивает у них излишнее самомнение и высокомерие и лишает способности поддерживать здоровые взаимоотношения с другими людьми. Порой родители приходят в ужас от самой мысли о том, что их дети самые обычные.

С этим мнением можно согласиться, но вопрос действительно сложный. Иногда мы просто не представляем себе, как же сможем говорить своим детям о том, что они обычные, раз нам в некотором отношении очень важно убеждать их в том, что они особенные. Мы должны знать наших детей и иметь возможность определять и рассказывать им об их сильных качествах, чертах характера – например, обладании интуицией, решительности, чувстве юмора, душевности и многих других, а также руководить ими в их ежедневном выборе в соответствии с этим знанием. Мы знаем, что один из мощных способов развития личности и самоопределения – это знание своих отличительных качеств. К тому же мы живем в конкурентном обществе, где успех в определенных сферах открыто требует быть лучше других людей в тех или иных навыках и умениях.

Но в том, что мы проводим много времени, концентрируясь на выдающихся качествах наших детей, кроется опасность. Дети могут прийти к внутреннему ощущению того, что они лучше, чем другие люди, не в чем-то конкретном, а в глобальном смысле, в целом – это и есть суть высокомерия и чувства, что все тебе должны. Кроме того, в ситуациях, в которых дети не смогут ощутить свое превосходство, видя, что они не лучше, чем другие, они могут испытать нервозность, опасение или стыд.

Задача, таким образом, состоит в том, чтобы помочь детям понять свои сильные качества, не порождая в них высокомерия. Эту задачу можно решить, но тогда это будет означать поступать так, как многие современные родители поступают крайне редко. Для этого мы должны не только сосредоточиться на сильных качествах нашего ребенка, но и помочь ему осознать сильные стороны других детей.

Мы должны уделить время тому, чтобы помочь нашим детям понять не только их особенности, но и многие сильные, слабые качества и обстоятельства, которые являются общими у них с другими детьми, в том числе с детьми другого уровня культуры, материального положения, расы и т. п. Понимание одинаковости, схожести – это ключевая основа для развития общечеловеческих ценностей и нравственности.

Возможно, самая главная проблема заключается в том, что слишком многие родители в наши дни измеряют свой успех тем, насколько их дети считают себя отличными от других. Тем не менее мы должны в первую очередь чувствовать себя успешными родителями не тогда, когда наши дети отличаются, а когда наши дети хорошо делают то, чего мы ожидаем от других, – например, когда наши дети проявляют себя как заботливые друзья, компетентные работники, сознательные граждане, любящие и ответственные романтические партнеры и хорошие родители. В нашем обществе эти качества, безусловно, недостаточно «обычны», но ведь они способствуют благополучию наших детей и являются ключевыми для лучшего и более справедливого мира.

Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины

Читайте также

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.