В этом году сын идет в школу, которая уже выбрана, как и первый его учитель. Но еще год назад было множество волнений и вопросов, связанных с подготовкой к поступлению в первый класс. Ведь хочется, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя среди одноклассников, школьная программа давалась ему не слишком тяжело, а первый учитель с пониманием относился к детским проблемам.
Огромным был и перечень вопросов, связанных и с подготовкой ребенка к школе. Во-первых, это уровень знаний, необходимый ему до поступления. Во-вторых, психологическая готовность к школе и связанный с этим вопрос: «Садиться за парту в 6 лет или подождать еще год?».
Думаю, что эта статья будет полезна родителям, которые задаются этими и многими другими вопросами, связанными с поступлением ребенка в первый класс.
Готов ли ребенок к школе
Уровень знаний
Отдавая чадо в школу, родители, в первую очередь, обращают внимание на тот объем знаний, которым владеет малыш. И это отнюдь не случайно. В настоящее время от детей в первом классе буквально требуют умения читать, считать и писать.
Как правило, предъявляется следующий минимальный перечень того, что должен знать и уметь будущий школьник:
Личные сведения:
Как его зовут (ФИО), пол, возраст.
Как зовут родителей (ФИО), их профессии.
Домашний адрес.
Телефон.
Общие сведения:
Понятие «право», «лево», «верх», «низ» в пространстве и на листе бумаги.
Названия растений, животных, транспортных средств, посуды, мебели, профессий и тд. Умение классифицировать их, находить лишнее и назвать одним словом.
Времена года, суток, дней недели, явлений природы и тд.
Основные правила дорожного движения.
Математические знания:
Свободный счет от 1 до 10 и обратно.
Умение сравнивать числа в пределах 10.
Знание сложения и вычитания в пределах 10.
Называть числа, стоящие перед заданным и после него.
Продолжать счет с любого числа в пределах 10.
Правильное использование знаков сравнения (больше, меньше, равно).
Знание геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Умение классифицировать предметы по группам, исходя из общих признаков.
Чтение и письмо:
Знание алфавита.
Умение различать гласные и согласные звуки.
Разделение слова на слоги.
Подбор слов на определенную букву.
Умение находить, где находится звук (в начале, середине или конце слова).
Навык захвата и правильного удержания ручки и карандаша.
Умение обводить картинку по контуру.
Возможность дорисовывать половинку картинки по образцу.
Умение рисовать прямые и волнистые линии, простейшие фигуры.
Навык аккуратной штриховки карандашом.
Владение ножницами и навыками аппликации.
Как видно из данного перечня, от первоклассника не требуется уметь писать и читать, как полагают многие родители. Это желательные навыки, но не обязательные. Но ребенку будет значительно проще в школе, если он научится читать хотя бы по слогам до поступления.
А вот с письмом не все просто. Хорошо, если ребенок умеет «рисовать» печатные буквы, а вот прописным его обучат в школе.
В зависимости от программы, требования к первокласснику могут несколько меняться. Именно поэтому родители предпочитают отдать малыша на подготовку к школе сразу к выбранному учителю. Педагог будет готовить детей к той программе, по которой он привык работать, и стараться дать им необходимый минимум для облегчения процесса обучения в первом классе.
Оценка уровня знаний
Особую озабоченность вызывает у родителей тестирование детей перед поступлением в первый класс, принятое во многих школах. В голову начинают лезть самые неприятные вопросы: «А что если он плохо подготовлен? Придется искать другую школу?». Вовсе нет.
Тестирование необходимо только для того, чтобы наилучшим образом сформировать классы по уровню подготовки учащихся. Ведь хорошо читающему ребенку будет скучно «учиться» читать по слогам, а малыш, который плохо считает, будет чувствовать себя неуютно среди одноклассников уже освоивших сложение десятичных чисел.
Отказать же в приеме ребенка в школу по месту жительства в результате тестирования не могут. Даже если избранное государственное учреждение находится в другом районе, вне зависимости от результатов диагностики, малыша примут при наличие свободных мест.
Также никто не может заставить родителей отдать ребенка в коррекционную школу или класс. Подобное предложение может поступить только в форме рекомендации (Конституция РФ, ст. 43; Федеральный закон об образовании в РФ, ст. 5).
Психологическая готовность к школе
В последнее время все больше детей идут в школу с 6 лет и 6 месяцев. Родители не хотят упускать лишний год обучения, особенно если речь идет о мальчике. А с учетом подготовки к школе дома ли или на курсах, малыш часто садится за парту уже в 5 лет.
Далеко не все дети готовы усваивать школьный материл в этом возрасте. Ребенок может прекрасно читать и считать, но быть совершенно не готовым к той психологической нагрузке, с которой ему придется столкнуться, попав в первый класс.
Лучше всего определить готовность ребенка к школе можно, если обратиться к специалисту. В психолого-медико-педагогическая центрах проводят бесплатную диагностику для всех желающих. На подобной комиссии с ребенком поговорит логопед, детский психолог, социальный педагог и другие.
В результате можно получить не только заключение о готовности ребенка поступать в первый класс, но и рекомендации, как облегчить этот процесс для малыша, и на что стоит обратить внимание в ходе подготовки к школе.
Если по какой-то причине родители не хотят посещать комиссию, оценить психологическую готовность ребенка к обучению они могут по перечисленным ниже критериям.
Умение концентрироваться
Поведение ребенка младшего возраста импульсивно. Родители знают, насколько легко переключить внимание малыша с одной вещи на другую. Чадо увлеченно строит дом и вдруг видит машинку — постройка не окончена, теперь у нас «гонки». Подобное поведение свойственно всем детям. Это им необходимо, чтобы узнать как можно больше об окружающем мире.
В школе малышу придется минимум 30 минут проводить за партой и концентрировать свое внимание на поставленной задаче. Далеко не все дети к 6 годам на это способны.
К школе у ребенка уже должно хорошо прослеживаться умение сосредотачивать свое внимание на одном предмете длительное время. Эту способность можно развивать, мотивируя малыша к учебным занятиям, но форсировать события не стоит, если ребенку дается это пока слишком сложно.
Навыки социального взаимодействия
Пожалуй, последнее о чем задумываются родители при подготовке ребенка к школе — его умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. А это может стать серьезной проблемой для малыша, особенно если ребенок идет в школу с 6 лет.
Нынешние дети все больше времени проводят дома. Почти нет шумных ватаг ребятишек, играющих в «казаки-разбойники» или «прятки», и чаду часто негде взять достаточно опыта, чтобы научиться действовать в коллективе. А ведь это не только общение, а еще и способность ориентироваться, адаптироваться к изменяющимся условиям, принимать самостоятельные решения, высказывать свое мнение перед группой.
Поэтому прежде чем принимать решение о поступлении в школу, стоит обратить внимание на то, как малыш общается со сверстниками во дворе, умеет ли договариваться, не стесняется ли что-то попросить. Важно чтобы ребенок не боялся обратиться и к учителю за разъяснением или с просьбой.
Детский сад готовит ребенка к школе, но если даже во время его посещения у малыша возникают проблемы с общением, стоит уделить еще год развитию коммуникативных навыков ребенка. Пусть лучше он походит в кружок по интересам или спортивную секцию.
Развитие речи
Немаловажно, чтобы перед школой у ребенка была грамотно поставлена речь, он мог легко выражать свои мысли, хорошо понимал просьбы, умел пересказать небольшой рассказ или события прошедшего дня, сделать вывод и найти причину. Кроме того малыш должен знать и уметь рассказать несколько стихотворений. Легко запоминать их. Этот навык тесно связан с уровнем развития памяти и мыслительных процессов.
Помимо вышесказанного, следует оценивать словарный запас ребенка — он должен соответствовать норме будущего школьника, а не возрастной. В среднем первоклассник должен знать не менее 1500-2000 слов.
Правильная мотивация
Ребенок должен осознавать, что скоро станет школьником. Более того, эта мысль должна быть ему приятна. Оценить есть ли достаточная мотивация у ребенка, можно поговорив с ним о школе или поиграв в игру «Чем заняты дети на уроках?». Если малыша привлекает главным образом игровая, а не учебная деятельность, а общение со сверстниками для него важнее приобретения новых знаний — скорее всего, ребенок пока не готов поступить в первый класс.
Малыш готов к школе если:
Проявляет стойкий интерес к изучению чего-либо. Это может быть как решение задачки, так и желание разобраться в устройстве игрушечной машинки.
Ребенок осознает, что учеба в школе это важно и полезно, готов приложить усилия для изучения нового.
У малыша развито чувство ответственности за выполнение порученных заданий.
Он доводит начатое дело до логичного завершения и получает вывод. Это говорит о развитии произвольного внимания, а, следовательно, и готовности ребенка к обучению.
Здоровье ребенка
Часто малыш, поступив в первый класс, начинает болеть буквально от первого сквозняка. Это связано с увеличивающейся нагрузкой на организм. Важно, чтобы перед поступлением в 1 класс ребенок обладал хорошим иммунитетом и был физически развит.
Постоянно болеющему малышу будет сложно освоить школьную программу по причине частого отсутствия. Это чревато переживаниями при попытках наверстать упущенное, сложностью с включением в учебный процесс. Поэтому если ребенок в 6 лет болеет часто (более 5-6 раз в год) стоит уделить еще немного времени мерам по повышению иммунитета.
Кроме того, не рекомендуется отдавать рано в школу гиперактивных ребятишек, детишек имеющих хронические заболевания, с какими-либо особенностями развития. Как правило, таким малышам лучше совершенствовать свои знания дома до 7 полных лет без увеличения физической и психологической нагрузки.
Некоторые считают, что косвенным признаком физиологической готовности ребенка к школе является смена молочных зубов на коренные.
К школе готов!
Помимо вышеперечисленного, малыш при поступлении в школу должен обладать определенными навыками самообслуживания. Хорошо если он умеет самостоятельно планировать свое время, содержать вещи и рабочее место в порядке.
Родителям стоит заранее потренироваться с ребенком собирать рюкзак. Как можно больше рассказывать о школе, мотивируя чадо на обучение. Особое внимание стоит обратить на развитие мелкой моторики — лепить, рисовать, делать аппликации.
Старайтесь повысить и самооценку ребенка перед школой, ведь уровень знаний, которые он усвоит, напрямую зависят от нее. Часто дети плохо учатся от неуверенности в себе, потому что считают, что не поймут или сделают что-то не так.
Если включить в процесс подготовки не только интеллектуальные занятия, но и закаливания, зарядку, тренировку памяти, внимания и умения рассуждать, будет намного увереннее сказать: «Мой ребенок к школе готов!».