Родителям крайне сложно исправить самооценку своего ребенка, хотя они очень стараются это сделать. Им тяжело видеть, как ребенок устраивает истерики или опускает руки по причине своей неуверенности. Сопереживая эмоциональному состоянию своих детей, родители пытаются найти способы помочь им и как-то мотивировать. Но, к сожалению, с самооценкой дела обстоят иначе. И правда заключается в том, что лучшие чувства не приведут ребенка к лучшему поведению, а вот лучшее поведение приведет его к лучшим чувствам.
Что это значит? Психологи утверждают, что у детей самооценка развивается тогда, когда они выполняют что-то сложное или нестандартное – то, что бросает им вызов. Например, когда ваш ребенок только научился ходить, вы явно его хвалили и гордились его достижениями. Но сейчас, когда он уже подрос, вы не станете его хвалить за это. Детей нужно хвалить за то, над выполнением чего нужно потрудиться. Именно тогда, когда ребенок решает какую-то непростую для него задачу, и формируется его самооценка.
В наше время может показаться, что детям за все выдают какие-то грамоты или призы. Но если ребенка наградить за то, что далось ему легко, тогда вы никак не повлияете на его чувство собственного достоинства, потому что такие «легкие» награды не формируют его самооценку. Очень важно поддерживать и подбадривать своих детей, но не нужно их хвалить за то, что они и так прекрасно умеют делать, например, завязывать шнурки. Сами подумайте, если бы ваш начальник хвалил вас за набранный текст документа или же хорошо забитый гвоздь, вам бы понравилась такая похвала? Наверно нет, ведь это же не первый ваш рабочий день в жизни.
Расценивайте самооценку как умение решать проблемы. Одних разговоров будет мало, поэтому нужно уметь действовать. Конечно же, нет ничего плохого в том, чтобы уделять внимание чувствам ребенка. Но помните, что это не поможет ему научиться решать проблемы самому, и в свою очередь его самооценка не будет формироваться должным образом. Другими словами, если вы хотите, чтобы ребенок был счастливым человеком, то должны показать ему, как этого добиться, и тогда он сможет постоянно использовать эти навыки.
Если у ребенка проблемы с самооценкой, тогда вы должны обратить свое внимание на то, как он объясняет свое неуместное поведение. Например, ваш ребенок высказал какое-то оправдание того, почему он не выполнил задание, полученное им от старших. Как родители вы хотите, чтобы он уважал старших и выполнял свои обязанности, но вы также должны объяснить ему, что отговорки тут не работают.
Если вы промолчите и никак не отреагируете, ребенок не поймет, что такое трудолюбие и ответственность. Но, с другой стороны, если, например, подросток выполнил все свои рабочие обязанности, он может собой гордиться. Если он хорошо работает, то его старания не пройдут даром. Возможно, он не сразу поймет, насколько значительными являются его действия, но узнает на деле, что такое быть успешным и как формировать свою самооценку. Чем больше ваш ребенок будет учиться быть самостоятельным, тем выше будет его самооценка и тем лучше он будет себя чувствовать.
Повышаем самооценку: устанавливаем ожидания
Родители для детей должны быть, как скала. Дети чувствуют себя безопаснее, когда папа с мамой говорят обо всем четко и буквально. При этом объективность родителей помогает рассматривать негативные эмоции ребенка со стороны. Когда эмоции мешают выполнять обязанности, родители должны сосредоточиться на поведении ребенка. И когда ваш ребенок сделает то, что должен, вам нужно его поддержать и не акцентировать свое внимание на негативных эмоциях и других проблемах, которые мешали ему выполнить свое задание.
Все любят слышать похвалу, и дети не исключение. Родители часто становятся более эмоциональными, когда у ребенка возникают какие-то проблемы, особенно, если при этом страдает его самооценка. Но если ваш ребенок не доволен собой, сосредоточьтесь на хорошем поведении и обязательно привлекайте его к ответственности в том случае, если он ведет себя плохо.
Например, ваш ребенок приходит домой и говорит, что его перевели в другую спортивную команду, причем он настолько расстроен, что не может убрать у себя в комнате. Конечно, вы сочувствуете ему, но все же знаете, что беспорядок никак не улучшит его настроение и не исправит ситуацию. Напомните ребенку о том, что у него есть свои обязанности. Вы можете вместе начать убирать, но основную часть роботы должен проделать именно он. И когда его комната будет убрана, вы можете его похвалить. Да, это не вернет его в команду, но хоть как-то скрасит его «плохой» день.
Родителям сложно не сосредотачивать свое внимание на чувствах детей, потому что создается впечатление, что им все равно. Но помните: если вы будете все время уделять внимание их эмоциям, а не поведению, они не научаться решать свои жизненные проблемы. Изменение поведения может легко разрядить обстановку и тогда никто не будет страдать.
Вы можете выслушать своего ребенка, но не забудьте напомнить ему о том, как он должен себя вести. Возможно, он обижен на то, что про него сказал кто-то из друзей, но это не значит, что он не должен выполнять свои домашние задания или ему можно грубить своим братьям и сестрам. Другими словами, наше плохое настроение не избавляет нас от наших обязательств. И если по дороге на работу у вас ломается машина, вы должны перестроить весь рабочий график, разобраться с машиной, прийти на роботу и выполнить ее. Да, это может подпортить настроение, но это не конец света.
Плохие ситуации и настоящие чувства
Бывают случаи, когда у детей случается что-то плохое, и тогда их переполняют негативные эмоции. Например, ребенок поссорился со своим лучшим другом. Как родители вы будете переживать за него, потому что такая неприятная ситуация может случиться с каждым. Именно поэтому вы должны помнить, что ваша главная задача – помочь ребенку найти результативное решение данной проблемы.
Когда родителям жаль своих детей, им сложнее их дисциплинировать. Но это не должно вас останавливать. Взгляните на общую картину, помогите ребенку переключить свое внимание и двигаться дальше. Вы никак не поможете ребенку, если будете постоянно сочувствовать ему и разрешать увиливать от обязательств тогда, когда он грустит, злится или расстроен.
И вот в чем кроется правда: иногда детям полезно чувствовать себя плохо, а нам пытаться удержаться от того, чтобы все исправить. Плохое настроение или сложный день – это не конец света, это не дает им права плохо относиться к другим. Они должны отвечать за свои поступки, потому что это формирует их самооценку. И конечным результатом этих страданий будет то, что ваш ребенок научится правильно себя вести во время трудных жизненных ситуаций и обретет веру в себя.