К естественным последствиям относится все, что происходит естественным образом, без вмешательства взрослых. Если вы будете стоять под дождем, то промокнете. Если вы не поедите, то останетесь голодными. Если вы забыли свое пальто, то замерзнете.
Вмешательство и нотации взрослых недопустимы. Взрослые все портят, когда ругают детей или причитают: «Я же говорил(а) тебе!», усиливая тем самым их чувство вины, стыда и боли, которые отвлекают детей от правильного осмысления опыта своих ошибок.
Ведь когда дети совершают ошибки, они, как правило, чувствуют себя расстроенными и виноватыми. Если при этом родители начинают их обвинять, дети лишаются возможности научиться на своем опыте – ребенок перестает его анализировать и фокусируется на усвоении или защите от чувства вины, стыда и боли.
Вместо того чтобы обвинять ребенка, проявите к нему сочувствие и понимание его эмоционального состояния и дайте ему возможность совершать ошибки, несмотря на естественные последствия: «Я знаю, тебе было трудно остаться голодным (получить плохую оценку, потерять свой велосипед и т. д.)». Если это уместно, можете добавить: «Я люблю тебя и верю, что ты сможешь справиться с этим».
Возможно, родителям будет трудно отказаться от своевременной помощи или чрезмерной опеки, но это является одним из самых эффективных способов помочь ребенку развить ответственность и самостоятельность. Давайте рассмотрим пример того, как родители могут использовать естественные последствия, чтобы помочь своим детям.
Первоклассник Дима каждый день забывал дома свой школьный обед. Мама прерывала свою напряженную работу, чтобы заехать в школу и завести ему этот обед. В какой-то момент она решила предоставить своего сына естественным последствиям его беспечности (его ошибки). Она четко и по-доброму объяснила Диме, что он сам должен нести ответственность за свой обед и своевременно класть его в рюкзак. Она также сказала, что больше не будет привозить еду в школу, если он утром забудет положить ее в рюкзак. В подобных случаях всегда очень важно уважительно обсудить с ребенком изменение линии своего поведения.
Некоторое время намерения мамы не давали результатов, поскольку учительница жалела Диму и, когда ему нечего было есть, давала ему деньги. Однако, когда мама узнала об этом и поговорила с учительницей, попросив ее больше не давать ребенку деньги, ему пришлось столкнуться с естественными последствиями своей ошибки.
В следующий раз, когда мальчик забыл свой обед, он по привычке обратился к учительнице, но та не смогла ему помочь. Она сказала: «Мне очень жаль, Дима, но мы договорились с тобой и твоей мамой, что ты должен справиться с этой проблемой самостоятельно». Затем мальчик позвонил своей маме и потребовал, чтобы она привезла ему обед в школу. Мама также по-доброму, но твердо напомнила ему о том, что он должен справиться с этой проблемой самостоятельно. Дима немного надулся, а затем один из его друзей поделился с ним половинкой своего бутерброда.
После этого случая Дима редко забывал свой обед. Со временем мальчик перешел во второй класс и не только не забывал обед дома, но и взял на себя обязанность самостоятельно готовить себе бутерброды в школу.
Многие взрослые не имеют терпения выдерживать нытье или разочарование своих детей. Маме Димы тоже нелегко было слушать, как ее ребенок требовал привезти ему завтрак, и ей было трудно решиться огорчить своего сына. Она даже ощутила некоторое чувство вины, потому что ее мальчик остался голодным, но все же напомнила себе о том, что забытый обед – это просто маленькая ошибка, одна из многих, которые Дима будет совершать в своей жизни.
Если бы мама не следовала задуманному плану, мальчик не научился бы ответственно относиться к своим утренним обязанностям и не испытал бы чувство удовлетворения от того, что смог справиться с проблемой сам. Вместо этого он мог бы привыкнуть к тому, что всякий раз, когда у него что-то складывается не так, он может ныть и жаловаться, и кто-то откликнется и позаботится о его проблемах. Осознавая это, мама Димы успокоилась и начала действовать.
Несмотря на то что естественные последствия помогают детям научиться быть ответственными, бывают случаи, когда ребенку не следует давать возможность испытать естественные последствия его ошибок:
1. Когда ребенок находится в опасности. Взрослые не могут позволить ребенку испытать естественные последствия того, что он, например, играет на улице вблизи проезжей части.
2. Когда естественные последствия ошибок ребенка нарушают права других людей. Взрослые не могут позволить, чтобы их ребенок бросал камешками в другого человека. Это одна из причин, почему за детьми до четырех лет следует внимательно следить. Единственный способ, благодаря которому вы можете предотвратить возможные опасные ситуации для детей этого возраста, – контролировать их поведение, чтобы иметь возможность вовремя вмешаться.
3. Если естественные последствия поведения детей не кажутся им проблемой, но в то же время отрицательно сказываются на их здоровье и благополучии. Например, для некоторых детей не кажется проблемой, если они не принимают душ, не чистят зубы, не выполняют домашнюю работу или питаются нездоровой пищей