Вы когда-нибудь задумывались о том, нет ли у вашего ребенка раздвоения личности? В детском саду ребенок может убирать за собой игрушки, самостоятельно обуваться и садиться на горшок. Вместе с тем дома он всегда начинает хныкать, когда вы просите его убрать вещи, требует, чтобы вы шли с ним в туалет и кормили с ложечки.
Причина такого поведения проста: ребенок проверяет ваши границы. Он верит, что вы будете любить его, несмотря ни на что. И это правда. Однако это не значит, что вы не можете использовать стратегии воспитателей, чтобы ребенок вел себя хорошо дома.
В статье мы рассмотрим советы воспитателей детских садов. Читайте и берите на заметку.
Развитие самостоятельности
Несмотря на то, что трех- и четырехлетние дети все еще нуждаются в родительской помощи во многих делах, воспитатели утверждают, что в этом возрасте дети способны на большее, чем думают многие родители. И вы можете развивать самостоятельность своего ребенка.
Ожидайте от ребенка большего. Все люди оправдывают (или не оправдывают) чьи-то ожидания – в том числе и дети дошкольного возраста. Когда ребенок идет в детский сад, воспитатели ожидают, что они смогут сами наливать себе воду в стакан, убирать со стола тарелку после еды и самостоятельно вешать куртку на вешалку. И они это делают. Многие из этих детей отказываются делать это дома, потому что родители не ожидают от них такой самостоятельности. Поднимите планку – и, скорее всего, ребенок захочет соответствовать вашим ожиданиям.
Не делайте за ребенка то, что он может делать самостоятельно. Хотя вам иногда бывает проще и быстрее сделать что-то за ребенка, но это не поможет ему стать более самостоятельным. Вы можете сыграть на чувстве гордости ребенка. Например, когда вы пытаетесь приучить ребенка самостоятельно одеваться или есть, вы можете спросить его: «Ты хочешь сделать это самостоятельно или тебе помочь?». Эти слова оказывают волшебное действие – дети всегда хотят делать все сами.
Не переделывайте то, что сделал ребенок. Если ребенок сам заправляет постель, не поддавайтесь соблазну разгладить за ним одеяло. Если ребенок сам одевается и при этом надевает вещи, которые не сочетаются между собой – похвалите его за оригинальный стиль. Не исправляйте то, что сделал ребенок, если в этом нет крайней необходимости. Иначе ребенок заметит, что вы переделываете его работу, и это его отпугнет.
Позвольте ребенку решать простые задачи. Если вы видите, что ребенок пытается собрать конструктор или достать книгу с высокой полки, не спешите ему на помощь. Позвольте ребенку самому найти нужные детали конструктора или подвинуть табурет, чтобы дотянуться до полки. Если ребенок находится в безопасности, не вмешивайтесь и дайте возможность ребенку решить задачу самостоятельно. Это формирует его характер. Родители хотят сделать все идеально, но тем самым они лишают ребенка шанса на успех.
Давайте ребенку небольшие поручения по дому. Если поручать ребенку простую работу, это укрепит его уверенность в себе и разовьет необходимые навыки. Если вы будете поручать ему поливать цветы или снимать белье с сушилки, он поверит, что может сам одеваться, убирать за собой посуду после еды и т. д. Просто убедитесь, что задания, которые вы даете ребенку, ему по силам. Это должна быть настоящая работа, а не просто бесполезное дело, чтобы занять ребенка. Даже дошкольники могут почувствовать разницу. Ваша цель в том, чтобы ребенок почувствовал себя способным и полезным членом семьи.
Развитие сотрудничества
Посмотрите на детей в детском саду. Вы увидите, как дети играют в группах, выстраиваются в очередь перед тем, как идти на обед, поднимают руку, чтобы говорить по очереди во время занятий, накрывают на стол в столовой и т. д. Как воспитателям удается приучить детей к совместной работе? Как заставить 10 и более детей младше четырех лет добровольно и охотно сотрудничать? На этот вопрос нет универсального ответа, однако воспитатели дают несколько советов по этому поводу.
Похвала – это ключ к успеху. Этот совет лучше всего работает в случаях, когда ребенок не склонен к сотрудничеству. Обращайте внимание ребенка на случаи, когда он ведет себя хорошо. Подавайте хороший пример. Дети повторяют поведение, которое привлекает к ним внимание.
Создавайте ребенку предсказуемый распорядок дня. Дети склонны сотрудничать в детском саду, потому что знают, чего от них ожидают воспитатели. В детском саду они каждый день проводят по одному и тому же распорядку. Поэтому они быстро понимают, что должны делать, и через некоторое время уже не нуждаются в напоминании. Не стоит устанавливать такое же расписание и дома, но чем лучше вы структурируете время ребенка, тем более он будет склонен к сотрудничеству. Начните с того, что установите ребенку несколько правил и следите за тем, чтобы он их выполнял. Например, перед завтраком нужно заправить кровать и одеться. После того как ребенок пришел домой с улицы, он должен вымыть руки. Прежде чем родители прочитаю ребенку сказку на ночь, он должен искупаться. Со временем ребенок привыкнет к этим правилам и будет их выполнять.
Превратите домашние правила и обязанности в игру. Если ребенок отказывается что-либо делать – превратите это в игру. Игра и юмор – отличные способы развить в ребенке ответственность, однако родители часто забывают об этом. Например, если ребенок не хочет самостоятельно обуваться перед тем, как идти в детский сад, играйте с ним в обувной магазин. Говорите с ребенком, как с покупателем: «Здравствуйте. У нас есть отличная пара обуви для вас. Не хотите ли примерить?» Вероятно, это понравится ребенку, и он охотно будет обуваться сам.
Предупреждайте ребенка, когда что-то поменяется в распорядке. Если ребенок впадает в истерику каждый раз, когда вы говорите ему, что пора выключать телевизор или заканчивать игру, чтобы поужинать или идти в детский сад – возможно, вы не предупредили об этом ребенка заранее. Воспитатели детских садов предупреждают детей, когда время на игру или другое занятие заканчивается, чтобы они закончили то, чем они уже занимаются. Делайте так же и дома. Если вам нужно выйти из дома в 8.30. утра, предупредите ребенка в 8.15, что у него есть еще 5 минут на игру. Затем он должен убрать свои игрушки. Установите будильник, чтобы ребенок знал, когда закончится его время.
Используйте вознаграждения, но разумно. Если ребенок за все свои действия получает вознаграждение, он не узнает настоящих причин, по которым он их выполняет. Поэтому стоит вознаграждать ребенка за новые достижения (например, за то, что он приучится садиться на горшок), но не стоит вознаграждать его за повседневные действия (например, зато, что он оделся или почистил зубы).
Давайте ребенку выбор. Например, если трехлетний ребенок отказывается садиться за обеденный стол, предложите ему выбор: пообедать за столом вместе со всеми и получить десерт или отказаться и лишиться десерта. Поначалу ребенок может сделать неправильный выбор. Но в результате он сядет за стол, потому что увидит, что неправильный выбор не дает ему желаемого результата. Однако, когда вы даете ребенку выбор, убедитесь, что один из вариантов менее привлекателен для ребенка.