Поддерживать детскую комнату в идеальном порядке, как на страницах интерьерных журналов – задача из области фантастики. Но в наших силах организовать пространство так, чтобы детям было удобно им пользоваться. Хитростей здесь всего две. Хитрость первая: порядок нужно навести. Хитрость вторая, самая сложная: порядок необходимо поддерживать.
Как навести порядок?
Будем руководствоваться несколькими принципами и донесем их до детей:
У каждой вещи должно быть свое место. Когда ясно, куда положить ношеную одежду, где взять клей-карандаш, а где – крем для обуви, члены семьи тратят минимальное время на поиск нужных вещей. Также знание места для каждого предмета домашнего обихода поможет детям выработать привычку – после использования класть все на свое место.
Необходимые вещи должны быть в легком доступе. Спустите вниз детские книги, игрушки, школьные принадлежности, одежду. Опуститесь на уровень детских глаз, чтобы понять, удобно ли будет детям доставать до нужных полок. Возможно, для чего-то понадобится подставка, небольшая лесенка.
Разбейте комнату на условные зоны: рабочую, игровую, место хранения вещей, зону отдыха. Это поможет ориентироваться при уборке и расстановке мебели.
Сортируйте. Для удобства и легкого поиска разложите одежду по наименованиям: футболки, шорты, колготки и т.д. Приобретите перегородки в ящики для носков и нижнего белья, чтобы они лежали раздельно и аккуратно. Не загромождайте одежные шкафы, пусть необходимое лежит в доступном месте, а то, что ребенок носит редко – на верхних полках. Каждый сезон убирайте одежду, из которой дети выросли.
Оцените преимущества систем хранения. Вместо одного большого ящика, где игрушки свалены в кучу, можно завести несколько прозрачных контейнеров с крышками и распечатать наклейки для них с обозначениями или надписями того, что внутри. Зайдите в крупный канцелярский отдел и выберите лотки для бумаг, подставки, удобные папки, чтобы беспорядок на столе не отвлекал школьника от домашнего задания: чистый стол дисциплинирует и настраивает на рабочую волну. В начале учебного года приобретите большую папку или коробку для поделок и рисунков. Можно подписать на ней дату и имя ребенка и в течение года складывать в коробку художественные работы.
Используйте крючки. Они позволят не держать на спинках стульев школьную форму и домашнюю одежду. Крючки можно прикрепить как на стене, так и на боковой стенке шкафа или внутри него – там можно хранить сумочки, украшения, шарфы.
Заведите доску напоминаний. Это может быть грифельная или маркерная доска, главное, чтобы написанное было легко стирать. На доске ребенок может вести список важных дел или вы будете оставлять для него напоминания.
Как поддерживать порядок?
Детям легче ориентироваться, когда все на своих местах и понятно, куда поставить посуду после еды, где салфетка, которой можно вытереть стол, и почему после сна лучше заправить постель. Нужно постепенно выработать привычку быть организованным. С малышами мы проводим эти процедуры вместе, а по мере роста передаем им обязанности.
Заведите утреннюю и вечернюю рутину, которые будут занимать не больше 5-10 минут времени, но станут ежедневными и постепенно доведутся до автоматизма. Перед сном это может быть уборка игрушек с пола в контейнеры и корзины, после пробуждения – застилание постели.
Пусть ребенок сначала с вашей помощью, а затем самостоятельно с вечера готовит одежду и школьные принадлежности на завтрашний день. Это позволит избежать утренней спешки.
Для лучшей ориентации во времени повесьте в комнате часы, календарь, расписание уроков и кружков, отмечайте вместе важные события, покажите, как ставить напоминания в мобильном телефоне. Научите забывчивых детей составлять списки и держать их на видном месте.
На регулярной основе отдавайте, выбрасывайте вещи, которые стали ненужными, пришли в негодность, из которых дети выросли. Относите в районную библиотеку книги, которые в семье не будут перечитывать.
Рядом с письменным столом поставьте корзину для мусора, чтобы ребенок мог сразу после использования выбрасывать ненужную бумагу, салфетки, мелкий мусор.
Заведите в комнате ящик, в который ребенок будет складывать одежду для стирки. По возможности – с двумя отделениями: для темной и светлой одежды. Это научит сортировать и понимать схему раздельной стирки одежды разного цвета. Заведите отдельное место для библиотечных книг, чтобы не смешивать их с остальными и не тратить время на поиски, когда книги нужно будет отдавать.
Постарайтесь сделать традиционным время обеда и ужина, домашних дел в семье, чтобы ребенок на вашем примере видел и запоминал уклад организованного быта и затем перенес эту полезную привычку в свою самостоятельную жизнь.