Дети имеют привычку время от времени сетовать на то, что им скучно, на что родители отвечают «Иди, поиграй, найди себе занятие!», поскольку считают, что быть детьми — это счастье, ведь это так здорово и интересно. Даже несмотря на то, что мы живем в мире ноутбуков, планшетов, игровых приставок и т. п., слово «скучно» сохраняется в лексиконе детей самого разного возраста (от дошкольного до подросткового) и периодически звучит в репертуаре их жалоб.
Более того, слово «скучно» имеет разное значение для разных детей в разное время. Иногда малыши говорят, что им скучно, когда им требуется указание или идея о каком-либо занятии, и они надеются получить подсказку от родителей. А иногда таким способом ребенок пытается сказать: «Я хочу, чтобы вы обратили на меня внимание».
Если очень маленький ребенок говорит, что ему скучно, как правило, он имеет в виду «Мне не нравится то, что я сейчас делаю». В этом случае обязанность родителей заключается в том, чтобы придумать для него другое занятие.
Придумайте несколько фраз для начала разговора с ребенком. Спросите у своего дошкольника «Какая твоя любимая сказка?», «Если бы ты мог купить что угодно в продуктовом магазине, что бы это было?». Займите ребенка маленькими заданиями, например, он может посчитать, сколько яблок лежит в холодильнике или сколько в доме стульев.
Некоторые дети утверждают, что им скучно в школе. Родители должны уметь грамотно «переводить» эту фразу. Что на самом деле она означает? Часто скука – это сигнал о том, что действия ребенка необходимо перенаправить.
Возможно, он пытается вам сказать, что ему скучно, потому что уроки в классе совсем не сложные: «Мне это не интересно. Нет никакого стимула делать это, когда я уже знаю, что оно мне по силам». С другой стороны, ребенку может потребоваться более детальное руководство, например, в такой ситуации, как «Я вроде бы это понимаю, но не знаю, с чего начать. Я не знаю, в каком направлении мне двигаться».
Допустим, вашему ребенку необходимо подготовить доклад о пчелах и выступить на уроке перед классом. Тема для него интересная, он в восторге от такого задания. Но с чего и как ему нужно начинать?
Вот где требуется участие родителей. Детям нужны тренеры, наставники. Родители должны принимать на себя эту роль. Важно помогать ребенку шаг за шагом. Дайте ему поэтапное направление, траекторию, чтобы он мог подготовить доклад по порядку.
Возможно, вашему ребенку не подходит стиль преподавания его учителя. Лучший способ это выяснить – задавать ему вопросы. Спросите у ребенка: «Что конкретно было скучным для тебя? Что ты делал на этом уроке? Ты справился раньше других детей?».
Учите детей терпеть и уметь ждать
С другой стороны, слово «скука» может означать что-то совершенно иное. Иногда это слово связано с чувством самостоятельности и организацией деятельности. Дети в наши дни практически не умеют развлекать себя сами.
Это часто происходит потому, что они слишком много времени проводят перед экранами. Телевизор, видео- и компьютерные игры – очень интересные, но пассивные занятия. Они не требуют от детей истинных навыков внимания и не помогают учиться преодолевать скуку.
Поэтому очень важно учить детей способам избегать скуки и находить себе занятия. Спросите у ребенка: «Как ты можешь занять себя во время ожидания?». Предложите ему заняться чем-нибудь самостоятельно, например, рисовать, что-то раскрашивать или собирать конструктор. Вы можете воспользоваться таймером в игровой форме, который будет отмерять время самостоятельных игр ребенка. Постепенно увеличивайте промежутки времени, чтобы он привыкал играть сам.
Метод использования таймера также полезен при выполнении домашних заданий. Он профилактирует возникновение конфликтов, которые порой случаются из-за частого вмешательства родителей в работу ребенка, особенно когда им приходиться повторять «Ты делаешь это неправильно».
Установите таймер на немного более длительный период, чем ваши дети могут заниматься самостоятельно, и помогите им составить план выполнения учебных заданий. Когда таймер выключится, проверьте их и постепенно увеличивайте время, которое они проводят за самостоятельным обучением.
Некоторые дети, жалующиеся на то, что им скучно в школе, склонны обращать больше внимание на негатив. У них довольно плохое отношение к школе в целом. Когда они постоянно говорят, что школа – это скукотища или полная ерунда, это может быть частью модели негативного мышления.
Как помочь детям изменить подобное отношение? Попросите их вспомнить и рассказать вам о трех хороших фактах прошедшего дня в школе. Затем спросите, чего они с нетерпением ждут от следующего дня. Помогите им увидеть, что каждый день приносит что-то хорошее. Иногда дети просто не замечают позитив.
Итак, что делать, когда ребенок говорит, что ему скучно?
Спросите у ребенка о том, что он имеет в виду, когда говорит, что ему скучно. Его занятие слишком сложное или слишком простое?
Поговорите с учителем вашего ребенка. Существуют ли другие задания, которые учитель может дать ребенку?
Понимает ли ребенок задание?
Постарайтесь выяснить, уделяет ли ребенок достаточно внимания своим занятиям, достаточно ли он сосредоточен, и если нет, помогите ему развить эти навыки.
Определите, на самом ли деле ребенку скучно или он таким образом пытается привлечь к себе больше внимания.
Отключите все электронные устройства и займите детей старомодными, классическими играми.