Мотивация. Побуждение к действию. Причина, по которой мы предпринимаем усилия, преодолеваем трудности, стремимся к тому, что нас привлекает. О мотивации в жизни взрослых написано много книг. Мотивация является одной из главных забот руководителей, отвечающих за работу подчиненных. Без нее невозможны успех и развитие предприятия. С нее начинается любое действие. Известно, что мотивация имеет решающее значение в зрелом возрасте. Ну а в жизни детей?
Дети не отличаются от взрослых в той степени, в которой мы привыкли думать. Они тоже нуждаются в истинной мотивации к деятельности, развитию, борьбе с трудностями, обучению и т. п. Ребенку не достаточно приказать, не достаточно поручить что-либо. Хотя это просто и быстро – использовать преимущества взрослого и… крикнуть: «Делай уроки!», но не здесь зарождается детская мотивация. Наоборот, приказы, сухие указания, команды, давление – это разрушители мотивации. Конечно, они могут дать желаемый эффект, но только на время, поверхностно. Параллельно разрушая ту настоящую, глубокую и прочную внутреннюю мотивацию, благодаря которой ребенок, как и взрослый, вовлекается в труд по собственной воле, из желания или чувства ответственности.
Используя псевдомотивационные стратегии, мы разрушаем реальную мотивацию ребенка. Долгосрочный эффект в итоге оказывается контрпродуктивным и противоположным задуманному: вместо ребенка, который самостоятельно заботится о выполнении обязанностей, прекрасно развивающегося, с удовольствием принимающего вызовы, мы получаем ребенка, которому ничего не хочется. «Как я над ним не стою и не контролирую, он все равно не выполняет задание», – жалуются родители. «Способный, но ленивый», – говорят учителя. «Все понимает», «Не имеет амбиций», «Ведет себя как двухлетний ребенок», – сокрушаются все вокруг.
«Как мотивировать детей?» – это наиболее часто задаваемый вопрос. В целом! Вот ответ. Вы можете всего лишь поощрять и поддерживать детей, чтобы смогла пробудиться их собственная, внутренняя мотивация. И держитесь подальше от любых действий, которые эту внутреннюю мотивацию подталкивают там, где это совершенно не доступно.
Детям свойственен большой интерес к миру и любознательность. Их мотивация к обучению, принятию вызовов, получению знаний и навыков как раз и вытекает из этого живого любопытства. Одобрение, принятие, свобода, уважение поддерживают и развивают мотивацию. Проблема в том, что то, что разрушает мотивацию, часто воспринимается нами как то, что ее укрепляет. Давайте рассмотрим крупнейшие разрушители мотивации, чтобы не спутать их с поддержкой или стимулом, поощрением, даже если они (казалось бы) эффективны.
Разрушители мотивации
Награды. Да, награды – это разрушители внутренней мотивации. «Если ты сделаешь эти задания по математике, то получишь деньги на карманные расходы». Такая стратегия приводит к тому, что ребенок начинает принимать меры только или в первую очередь ради награды. Это как работа исключительно ради денег. Не путайте, однако, награду с признанием. Уважение и восхищение усилиями, которые ребенок вкладывает в выполнение задания, наиболее целесообразны.
Наказания. Они демотивируют так же, как и награды, способствуют тому, что ребенок начинает действовать в основном так, чтобы избежать наказания, а его внутренняя мотивация исчезает. Но не путайте наказание с последствиями. Иногда их трудно отличить, однако это существенная разница. Последствие – это прямой результат действия (или его отсутствия). «Если не сделаешь домашнюю работу, то не получишь мороженое» – это наказание. «Если не сделаешь домашнюю работу, то пойдешь в школу неподготовленным» – это последствие.
Угрозы и шантаж – работают так же, как и наказания: вызывают страх, который занимает место мотивации.
Вызванное чувства вины, которое часто мы путаем с чувством ответственности. Чувство вины демотивирует, потому что с ним ничего нельзя сделать, это эмоциональное наказание. Ответственность – это инструмент для работы, для дальнейших действий с осознанием последствия.
Отсутствие смысла и цели. Дети, как и взрослые, не любят делать то, в чем не видят смысла. Вынужденность таких действий (например, переписывание данных из одной компьютерной программы в другую) порождает в нас глубокое чувство потери времени, провоцируя появление гнева и разочарования.
Начальник знает, что эта «перекачка» данных необходима, потому что программа номер 1 не имеет возможности экспортировать их, и только программа номер 2 позволит провести их детальный анализ, необходимый для дальнейших стратегических действий компании. Начальник об этом знает, но работник часто не в курсе, потому что получает только сухое указание. Насколько иначе он относился бы к этому неблагодарному и утомительному заданию, если бы знал, как оно используется и какое огромное значение имеет для дальнейшей судьбы всей компании!
Дети с удовольствием предпринимают усилие, если они знают, чему оно послужит. Роль взрослого в том и состоит, чтобы раскрыть значение поставленной задачи. При этом «Учи английский, потому что без него ты не найдешь никакой работы» для ребенка не имеет ни смысла, ни значения, потому что он не может охватить своим детским сознанием такую далекую по времени перспективу. «Учи английский язык, чтобы ты мог прочитать инструкцию к новой компьютерной игре, которую прислала тетя из Лондона» – это и цель, и смысл, и как раз соответствует пониманию юного создания.
Непонятное задание. Как я могу сделать что-то, если не знаю, что мне делать? Понимание сути задания является основным шагом к его исполнению, и это именно мы, взрослые, должны об этом позаботиться.
Нечестное поведение по отношению к ребенку. Например, применение двойных стандартов – взрослый человек вправе быть усталым, провести плохой день или просто иногда расслабиться, в то время как от ребенка всегда требуются хорошее физическое и психоэмоциональное состояние и полная безотказность. Нечестным по отношению к ребенку также будет нарушение данного ему слова.
Давление. Имеет много «лиц», и каждое из них работает демотивирующе. Спешка, принуждение, угрозы, шантаж, конкуренция… Наказания и награды также являются своего рода давлением.
Разрушение чувства собственного достоинства. Например, сравнение с другими, высмеивание, игнорирование проблем и интересов ребенка, а также отрицательная оценка его как человека. «Ты ленивый», «Сережа делает это лучше» и другие оценочные суждения такого типа отбирают желание прикладывать усилия и веру в то, что можно справиться с поставленной задачей. Так же разрушительно действует противопоставление с позиции возвышения мира взрослых над миром ребенка, показывая, что дела взрослых важны, а дела ребенка нет, игнорирование и пренебрежение к тому, что важно для маленького человека.
Выручка и поблажки. Это завуалированные разрушители чувства собственного достоинства. Такие действия, с одной стороны, дают послабление, возможность полениться, снимают с ребенка всякую ответственность, а с другой – являются скрытым невербальным посылом «Ты не справишься, ты плохой, я тебя намного лучше». Страх неудачи и неверие в собственные силы – это сильные якоря, держащие нас на месте и не позволяющие двигаться вперед.
Отсутствие понимания и эмпатии (осознанного сопереживания). Дети, как и взрослые, имеют свои слабости и ограничения. Их нежелание и неприязнь к какому-то действию часто принимаются за лень или неуважение, между тем они могут быть следствием, например, плохого самочувствия, болезни или стресса.