Магазины и рынки Покупая обувь на рынке, покупатель защищен меньше: и вовсе не потому, что на рынке закон не действует. Просто рыночных торговцев сложнее призвать к порядку. Как правило, продавец ссылается на хозяина, к которому со всеми вопросами и нужно обращаться. Вот только застать этого самого владельца на месте, встретиться с ним и разобраться в сложившейся ситуации, довольно проблематично. А ещё бывает такое, что, купив обувь и вернувшись на рынок через некоторое время, вы можете продавца просто не узнать (мало ли там похожих «дяденек» и «тётенек») или ещё хуже — продавца просто не найти (съехал с этого места, взял выходной, заболел, да мало ли что…). Магазин можно считать надёжным, если он не первый день находится на этом месте и имеет приличную репутацию. «Не мо-о-оё это…» Бывают случаи, когда вы купили сапожки, туфельки и т. д., пришли домой, померили их перед зеркалом и поняли, что погорячились: обувь не подходит по размеру, цвету, фасону… или ещё досаднее, сумочка не смотрится с новой парой обуви, а денег на другую нет, и пока не появится. Что же делать? Как быть?
Не стоит плакать; ругать весьма любезную продавщицу, сделавшую десяток комплиментов вашим стройным ножкам; упрекать подружку, которая в тот момент, когда вы примеряли обувку, мило улыбалась проходящему мимо незнакомцу, и самое главное — тратить Ваши драгоценные нервы! В соответствии со ст. 25 Закона о защите прав потребителей, в течение 14-ти дней со дня покупки Вы вправе просить продавца о замене товара, а если его нет в наличии, то требовать возврата денег. При условии, что Вы ни в коем случае не щеголяли в обновках по улице и не красовались в них перед бой-френдом, даже сидя на переднем сидении чистого автомобиля. Если Вы бережно протрёте обувь тряпочкой и будете слёзно молить продавца поверить Вашему «честному пионерскому», с ношеной обувью этот номер пройдёт. Кроме этого, при возврате (если сохранён товарный вид, ярлыки, упаковка), надо чётко сформулировать причину недовольства обувью и предъявить товарный чек. Если продавцу нечего предложить в обмен, вам возвратят деньги.
Гарантийный срок Как правило, продавцы устанавливают срок — в лучшем случае 30 дней. К сожалению, есть и такие, которые дают гарантию на 7−10 дней, а то и меньше. Прежде чем выложить денежки за покупку, следует узнать продолжительность гарантийного срока — это тоже своего рода характеристика товара, и на неё стоит ориентироваться. Если Вы купили обувь, а затем обнаружили брак, при этом гарантийный срок не вышел, то в соответствии со статьёй 18 Закона о защите прав потребителей, Вы имеете право: возврата денег, замены товара, его ремонта или соразмерного уменьшения цены. Сроки выполнения этих требований различаются: на возврат денег даётся 10 дней, на замену товара — 1 неделя, дополнительная проверка качества — ещё 20 дней, ремонт должен осуществляться незамедлительно или по договорённости между потребителем и продавцом. Если сроки не соблюдаются, Вы имеете право за каждый день просрочки требовать «неустойку» (в размере 1 процента от стоимости товара).
Страшное слово «экспертиза» Когда наличие заводского дефекта, что называется, налицо, добросовестный продавец возвращает деньги или обменивает товар (по выбору покупателя). Если гарантийный срок товара не истёк, а продавец сомневается в происхождении дефекта, то он проводит экспертизу. При этом продавец должен принять обувь от покупателя, обратиться в экспертную организацию, оповестить потребителя о сроках и месте проведения экспертизы. В свою очередь, потребитель имеет право присутствовать во время её проведения. Если профессионалы докажут заводской недостаток, деньги Вам вернут. А вот, если случай, увы, не в вашу пользу, то Вам не только откажут во всех требованиях, но и заставят заплатить продавцу за экспертизу. Это лишь самые основные моменты, о которых нужно знать и помнить при покупке обуви. Между тем, специалисты подчёркивают, что именно они зачастую вызывают недоумение и вопросы у потребителей.