Мексиканский стартап Higia Technologies разработал вкладыши для бюстгальтера под названием Eva Bra («Ева бра»). Изобретение поможет обнаружить в молочной железе кисту или злокачественные опухоли на ранних стадиях. Бюстгальтер рекомендуется надевать раз в неделю и носить в течение часа или полутора часов. Об этом сообщает портал Broadly.
Как уточняется в издании Telegraph, во вкладыш вшиты 200 биосенсоров, которые ежесекундно измеряют температуру груди и сравнивают полученную информацию с показателями женщин, которым диагностировали мастит или рак. База данных составлялась в течение года вместе с Мексиканским институтом социального обеспечения (Instituto Mexicano del Seguro Social), государственными и частными больницами.
Как объяснил основатель стартапа 18-летний Джулиан Риос, при аномальных процессах температура молочной железы повышается из-за ангиогенеза — процесса образования новых кровеносных сосудов. «Опухоль окружена кровеносными сосудами, так как растет, а кровь снабжает ее кислородом и питательными веществами. Когда у человека возникает рак груди, крови больше, и температура увеличивается», — пояснил специалист.
Сравнения показателей с различными данными позволяют не только установить рак, но и определить его стадию. «У опухолей разных размеров и на разных стадиях тепловые кривые разнятся. Другими словами, третья стадия рака термически отличается от первой и второй», — рассказал Риос.
Согласно сайту проекта, в компании надеются запустить вкладыши в продажу в начале 2018 г. Сейчас изобретение проходит клинические испытания. Устройства тестируют тысячи здоровых, половозрелых женщин, пациентки с раком молочной железы и сделавшие пластику груди, а также беременные женщины.
По словам онколога, гематолога, руководителя «Клиники амбулаторной онкологии и гематологии» Михаила Ласкова, инновации необходимы. Однако данное изобретение у специалиста пока вызывает вопросы: «Опухоль какого размера оно чувствует, а какого нет? Пока нет данных клинических исследований, подтверждающих, что гаджет будет работать, а подобные испытания должны охватывать очень много женщин и могут длиться вечность».
Специалист также сомневается, что женщины согласятся носить данное устройство многие годы: «Женщина заботится не только о раке, но и о красоте и сексуальности. Сомневаюсь, что кто-то из женщин будет ходить в этом длительное время. Когда сенсоры станут маленькими и незаметными, например, толщиной с лист бумаги — возможно. Особенно если при этом увеличится их чувствительность», — пояснил онколог.
О компании
По словам Риоса, идея создать подобный девайс родилась после того, как его матери дважды поставили неверный диагноз. «Ошибки маммографии и врачей привели к тому, что рак диагностировали поздно. Это поставило ее жизнь под угрозу», — рассказал Джулиан.
Подросток изучил заболевание и проблемы, которые тормозят медицинские инновации и осложняют раннюю диагностику рака и за два года вместе со знакомыми Антонио Торресом и Хосе Анхель Лавариега основал компанию «Higia Technologies».
Сейчас в команде стартапа 15 человек, которые работают в мексиканских городах Мехико и Монтеррей, а также в Испании, Колумбии, Китае и Корее. Среди сотрудников — специалисты по биомедицине, искусственному интеллекту, компьютерной науке, промышленному дизайну, разработчики мобильных платформ.
Помимо «Ева бра», команда проектирует банный коврик, на который больной диабетом может встать и определить риск ампутации, и девайс «Адам», который анализирует ангиогенез в яичках. «Наша цель — не просто создавать экстраординарные товары, а стать компанией, которая борется с заболеваниями с помощью искусственного интеллекта и технологий», — уточнил Риос.
В 2017 г. компания выиграла ежегодный конкурс среди студентов-предпринимателей Global Student Entrepreneur Awards и получила $20 тыс.
Статистика онкологических заболеваний
Опухоль молочной железы — наиболее распространенная форма рака у женщин (20,1%). У мужчин чаще всего развиваются рак легких (19,8%) и простаты (14,7%). Согласно сборнику «Здравоохранение в России-2015», в 2014 г. злокачественные новообразования выявили у 567 тыс. россиян: 26,7% на первой стадии, 25,3% — на второй, 20,6% — на третьей, 20,7% — на четвертой.