Часто мы просим детей вести себя хорошо, и они послушно дают такое обещание, не задумываясь, что же конкретно от них хотят.
Можно или нельзя бегать, прыгать, кричать, громко разговаривать? Ответ взрослого простой: «Смотря где и когда». Понятное дело, что на детской площадке можно, а в транспорте нельзя. Но ребенок ещё не в состоянии самостоятельно учитывать обстоятельства. Он запоминает, что можно или нельзя при любых обстоятельствах. Нельзя драться, грубить, ломать вещи – это всегда, а вот с остальным есть сложности, особенно когда нет четких инструкций.
С инструкциями тоже не всё просто. Нельзя, потому что нельзя – не работает. Ребенок должен понимать, почему. Установление причинно-следственных связей важно для растущей личности.
Правильное поведение означает соблюдение правил, так дайте эти правила ребенку, чтобы он мог их соблюдать.
Важность формирования произвольного поведения
Соблюдение правил — дело несложное, если у ребенка сформировано произвольное поведение. Само понятие «произвольность» означает подчинение собственной воле.
Для детей дошкольного возраста произвольность — это, прежде всего, умение преодолевать сиюминутные желания: попрыгать, перебежать улицу, погладить котенка. Действиями дошкольника руководит окружающая обстановка. Ребенок еще не умеет контролировать и анализировать свое поведение, тем более вокруг него постоянно происходит что-то интересное.
Послушание – это способность не только слушать, но и слышать все, что говорят. Дошкольники часто отвлекаются, и в какой момент инструктажа это случится – никому не известно, но ясно, что часть информации пройдёт мимо ушей.
Осознанность – основа поведения ребенка. Произвольное поведение отличается от непроизвольного осознанностью — что и почему он делает, а для этого нужно понять и воспринять информацию. И даже в случае осознанности дошкольник легко нарушает правила, поддавшись сиюминутным желаниям: подойти, потрогать, уйти, посмотреть. В этом случае есть возможность проанализировать свои действия с помощью вопросов взрослого:
Что тебе было сказано?
Что ты сделал?
Что ты мне обещал?
Ты нарушил мои указания (не исполнил просьбу)?
Очевидно, что полноценный самоконтроль ещё невозможен, но вполне реален анализ поступков и понимание их неправильности – несоответствия правилам.