Новорожденный ребенок, не овладевший речью в той форме, в которой ею владеют взрослые люди, уже активно стремится к общению. Недаром исследования выявили разительные отличия в психологическом развитии у младенцев, чьи родители использовали общение, эмоционально-положительное и многословное, а также у тех детей, кто не был охвачен родительской нежностью и лаской. Здесь же следует упомянуть и тот факт, что люди, лишенные речи по психофизиологическим основаниям, применяют язык жестов и мимики для того, чтобы канал связи человека с другими, себе подобными, не прерывался.
С возрастом расширяется словарный запас ребенка, а общение начинает приобретать совершенно иной смысл: не заявить о своих желаниях, а выразить собственное, личное отношение к происходящим вещам и явлениям. Большой интерес здесь может представлять изменение модели общения личности в процессе возрастного развития человека – по мере развития ребенка объекты его общения также претерпевают изменения. В младшем школьном возрасте таким объектом, примерно в равных отношениях, являются взрослые и сверстники, а при переходе в подростковый возраст преимущество остается за сверстниками.
В большинстве случаев общение принято рассматривать как особый вид взаимодействия людей, в процессе которого каждый партнер, имея собственные мотивы, реализует свою личную цель. Кроме того, в общении между партнёрами также происходит обмен не только информацией, но и намерениями, состоянием и чувствами. Что же отличает общение ребенка, тревожность и страх которого находятся на повышенном уровне? В первую очередь, это неуверенность в себе. Ребенок опасается подойти к другому человеку (сверстнику или взрослому); стремится не проявлять самостоятельность; избегает публичных выступлений и показов. Никакие увещевания взрослых типа «Давай, не бойся!», как правило, не имеют силы.
Во-вторых, тревожного собеседника легко заметить и по таким внешним проявлениям, как: в общении избегает «прямого» взгляда («глаза в глаза»); часто меняет положение тела в пространстве (ерзает на стуле, поворачивается); теребит какую-либо вещь, одежду; грызет ногти; держится как можно дальше от партнера по общению. Речь особо тревожных детей, как правило, характеризуется односложными ответами, тихим голосом, с дрожащими нотками.
Для преодоления подобных проявлений в общении желательно задействовать малыша в групповых занятиях с психологом. Такие занятия должны быть направлены на развитие навыков общения детей друг с другом, а также на гармонизацию общего эмоционального фона ребенка. Обращаем внимание, что в случае повышенной тревоги малыша, связанной именно со сферой общения, индивидуальная работа часто бывает неэффективной, так как она выстраивается в форме диалога взрослого и ребенка. А по отношению к окружающему миру ребенок по-прежнему будет ощущать себя маленьким, беззащитным человечком…
27
Окт
А я такой маленький…
Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей медицины