Многие родители, особенно остро переживающие подростковый период своих детей, с нетерпением ждут их взросления в надежде, что они изменятся в лучшую сторону. Но переход в старшие классы вовсе не гарантирует автоматического взросления: часто психологический возраст ребят не соответствует биологическому.
Старшеклассники и подростки
Особенность периода ранней юности — стремление к психологической независимости в суждениях, политических взглядах, поступках. В этот период формируется представление о себе как о взрослом человеке, о будущей профессии, наблюдается самоорганизация в обучении. Со взрослыми юноши хотят быть «на равных».
Старшеклассники, «застрявшие» в подростковом возрасте, как правило, не умеют владеть собой, излишне самоуверенны и конфликтны. Обучение уходит на задний план, хочется больше общаться со сверстниками и развлекаться. Такое поведение не предполагает самостоятельности, поэтому ее нужно воспитывать.
Попросите своего ребенка ответить на вопрос: «Зачем ты пошел/идешь в 10-й класс?»
Варианты ответов могут быть следующие:
Мне нравится учиться
Так захотели родители, я согласился
Выбранная мной профессия предполагает поступление в вуз
Не хотел расставаться с одноклассниками
Из четырех вариантов нужно выбрать только один. Если это 1-й или 3-й вариант то, скорее всего, психологически ваш сын — старшеклассник. Следовательно, и относиться к нему стоит как к взрослому и самостоятельному человеку: поручайте ответственные дела, уважайте его мнение. Если ребенок выбрал ответы под номерами 2 или 4 то, скорее всего, он подросток, и задачей родителей будет помочь ему осознать свои желания и постараться воплотить их в жизнь.