В младших классах круг общения ребенка меняется. Некоторые находят себе лучших друзей, многие стремятся к этому. Одним детям легко найти себе компанию, другим – трудно. Как же помочь ребенку научиться ладить со сверстниками? Рассмотрим несколько рекомендаций по этому поводу.
1. Будьте внимательны к ситуациям, когда у ребенка возникают трудности со сверстниками
Если вы будете каждый раз указывать ребенку, что ему следует делать в той или иной ситуации, вы дадите ему понять, что он не способен справиться с такими ситуациями самостоятельно. Ваши указания ничему его не научат. Вместо этого помогите ребенку понять его чувства и определить причину проблемы.
2. Не принимайте ничью сторону в конфликтах ребенка со сверстниками
Выслушайте точку зрения ребенка и примите его чувства, но не обвиняйте во всем другого ребенка. Если вы подозреваете, что ваш ребенок не совсем честен с вами, предложите ему посмотреть на ситуацию с противоположной стороны. Вместе с тем не обвиняйте и вашего ребенка. Например, можно сказать ребенку: «Я удивлена, почему Аня сказала такие обидные слова. Может быть, она обиделась на вас с Катей за то, что вы не пригласили ее поиграть с вами?»
3. Научите ребенка заявлять о своих потребностях и при этом не конфликтовать с другими
Это может быть непросто и, скорее всего, потребует много вашего времени и терпения. Например, если ваша маленькая дочь кричит на свою подружку: «Не командуй!», вы можете сказать: «Кажется, ты очень зла на Иру. Лучше скажи ей, что ты хочешь, а не то, что ты думаешь о ней»
4. Научите ребенка стоять за себя
Этот навык должен освоить каждый ребенок. Некоторым для этого потребуется разобрать некоторые ситуации по ролям: «Мне кажется, что ты хотел сказать Саше, что тебе нравится бороться с ним, но вам нужно обсудить правила. Например, вы можете договориться, что слово «стоп» означает конец борьбы. Наверное, это непросто сказать другу. Давай отрепетируем эти слова, и тебе будет легче сказать их Саше».
5. Не отрицайте точку зрения ребенка по поводу других людей
Вместо этого примите чувства ребенка и помогите ему выразить их. Например, вместо фразы: «Я не думаю, что Ксения хотела тебя обидеть. Не стоит отказываться идти к ней на День рождения» вы можете сказать: «Мне кажется, то, что Ксения сказала во дворе, обидело тебя. Ты думаешь, что она сделала это специально, и поэтому не хочешь идти к ней на День рождения».
Ваша эмоциональная поддержка поможет ребенку пережить отрицательные чувства и в результате принять взвешенное решение.
6. Признавайте чувства ребенка и реагируйте на них, а не относитесь к ним пренебрежительно
Родителям иногда бывает настолько трудно видеть, как их ребенок переживает отрицательные эмоции, что они начинают злиться на того, кто эти эмоции вызвал. При этом они могут говорить: «Он тебе не друг. Не общайся с ним и найди себе новых друзей». Но такие советы не помогут ребенку. Они отрицают чувства ребенка, и он в результате продолжает страдать.
Прежде всего, возьмите свои собственные чувства по поводу данной ситуации под контроль. Посочувствуйте ребенку и помогите ему прожить его чувства. Ребенок на некоторое время может стать еще более грустным, но так он выражает свои чувства, а не подавляет их. Когда он почувствует себя лучше, он попробует найти оптимальный выход из ситуации.
7. В начальных классах дети часто страдают от того, что ими кто-то пытается командовать
Все дети хотят, чтобы все происходило так, как им хочется. Но вместе с тем они стремятся, чтобы другие дети играли с ними. Умение договариваться чрезвычайно важно в этом возрасте. Чтобы научить этому ребенка, задавайте ему вопросы, например: «Что для тебя более важно: чтобы ты могла играть так, как тебе хочется, или чтобы Катя поиграла с тобой?»
Когда другой ребенок пытается командовать, вашему может понадобиться подсказка о том, как вежливо договориться. Научите ребенка фразам типа: «Я хочу поиграть с тобой. Но мы все утро играем в куклы, и мне уже надоело. Давай придумаем что-то, что будет интересно нам обеим».
8. Научите ребенка находить разные варианты решения проблем
Часто, когда дети испытывают различные эмоции, они знают, какие действия нужно предпринять, например: «Я больше не злюсь на Сережу, и мне хочется поиграть с ним. Я зайду к нему и позову поиграть». Но, если ребенок не знает, что делать, помогите ему. Иногда ребенок просто не знает, как сказать «нет», чтобы не разрушить дружбу с кем-то. И в этом вы ему можете помочь.
9. Если ребенок испытывает трудности, подумайте, как вы можете ему помочь
Некоторым детям с трудом даются социальные навыки, например, они не могут влиться в новую компанию. Некоторые дети не умеют слушать собеседника и вторгаются в личное пространство других детей. Наблюдайте за своим ребенком, когда он играет со сверстниками и обращайте внимание, что идет не так. Позже, не вызывая у ребенка вины или стыда, проиграйте эту сценку с помощью плюшевых игрушек. При этом спрашивайте ребенка, что должны говорить или делать персонажи. Привнесите в это занятие немного веселья, чтобы разрядить обстановку.
Чтение книг о социальных навыках также может быть полезным: так ребенок поймет, что вы хотите поддержать его, а не исправить его поведение.
Если вы не знаете, как помочь ребенку, читайте книги для родителей о социальных навыках. Это поможет вам понять, чему должен научиться ребенок, и оказать целенаправленную поддержку.
10. Будьте внимательны к словам других детей и их родителей. При необходимости будьте готовы вмешаться
Эмоциональные реакции на определенные ситуации могут входить у ребенка в привычку. Пример тому – применение силы: родители часто оправдывают такое поведение маленьких детей, но, когда дети становятся старше, уже ничего не могут с этим поделать. Когда дети (особенно в двухлетнем возрасте) проявляют агрессию, это свидетельствует о том, что они не могут справиться со своими чувствами (чаще всего – со страхом), которые влияют на их поведение. Когда ребенок и в начальных классах прибегает к использованию силы, для родителей это сигнал о том, что ему требуется помощь.
Если родители другого ребенка говорят, что ваш сын ударил его, это должно стать для вас поводом насторожиться. Не обвиняйте своего ребенка, но помогите ему поставить себя на место сверстника и подумать, как тот себя чувствовал. Предложите своему ребенку извиниться. Проанализируйте вместе с ним ситуацию и подумайте, как избежать подобного в следующий раз. Объясните ребенку, что, независимо от того, спровоцировали его или нет, применение физической силы недопустимо.
Затем внимательно проанализируйте жизнь вашего ребенка. Может быть, он слишком чувствителен, подавляет свои чувства и ему нужна ваша помощь? Может быть, он становится свидетелем того, как применяют насилие против других людей в семье, по телевизору и т.д.? Используете ли вы сами физическую силу для того, чтобы дисциплинировать ребенка (это касается и случаев, когда вы ставите его в угол или закрываете в его комнате). Ответы на эти вопросы помогут вам найти корень проблемы.