В списке воспитательных целей неизменны следующие пункты: вырастить гармоничного, успешного ребенка, который сможет полностью раскрыть свой потенциал и стать счастливым взрослым человеком. Да, но как этого достичь? Какой опыт мы можем дать ребенку сейчас, чтобы помочь ему подготовиться к миру, который с каждым годом становится все сложнее и сложнее?
Последние исследования показывают, что наиболее точные предикторы будущего успеха – это не только когнитивные факторы обучения, но и социальный и эмоциональный инструментарий, используемый при приобретении знаний, начиная с дошкольного образования и заканчивая старшими классами. Другими словами, важен не только IQ, но и EQ – коэффициент эмоционального развития ребенка.
Что же такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект (ЭИ) можно описать, как нашу способность определять, понимать, использовать и управлять собственными эмоциями социально приемлемым образом, позволяющим эффективно общаться, решать проблемы, снижать уровень стресса и проявлять эмпатию по отношению к другим людям. ЭИ дает нам инструменты для взаимодействия в обществе позитивным и эмоционально здоровым образом.
Эмоциональный интеллект можно рассматривать как комбинацию четырех основных составляющих:
Самосознание – способность идентифицировать собственные эмоции и понимать, как они влияют на мышление и поведение. Например, если вы ходите по магазинам, и ребенок видит игрушку, которую очень хочет, но вы говорите ему, что он может (всего лишь) записать ее в список своих желаний; то этим высказыванием вы способствуете осознанию ребенком своего крайнего огорчения, что может подтолкнуть его к неприемлемому желанию сорваться и устроить истерику.
Самоконтроль (умение управлять собой) – способность контролировать поведение, вызываемое эмоциями, приемлемым и продуктивным способом. Используя сценарий, описанный выше, когда ребенок осознает, что он огорчен, потому что вы не купите ему игрушку, он должен уметь контролировать свое поведение соответствующим образом и не доводить дело до эмоционального срыва.
Социальное понимание и межличностный интеллект – способность воспринимать и понимать эмоциональные потребности других людей на основе как вербальных, так и невербальных сигналов и умение сопереживать и признавать социальную иерархию. Другими словами, оказываясь в социальной ситуации – на детской площадке, в классе, в гостях – ребенок должен уметь распознавать эмоции другого ребенка на основе его невербальных сигналов и определять, приглашает ли ребенок к взаимодействию или пытается избежать его.
Социальная ответственность и управление отношениями – способность эффективно общаться, взаимодействовать с другими людьми эмоционально приемлемым способом. Другими словами, ребенок хорошо воспитан и взаимодействует должным образом с другими детьми при самых разных обстоятельствах.
Почему так важно воспитывать в детях эмоциональный интеллект
Эмоции – это то, что связывает нас. Дать ребенку набор здоровых навыков для социального и эмоционального обучения так же важно, как и обеспечить его здоровым питанием. Самое замечательное заключается в том, что хорошо развитый эмоциональный интеллект облегчает родителям задачу воспитания детей! Подумайте об этом, ведь хорошее воспитание зависит от оптимального общения, а эмоции являются его неотъемлемой частью.
Высокий EQ помогает детям лучше учиться, решать проблемы и развивать позитивные социальные отношения. Родители получают не меньшую пользу, развивая способность оценивать свой собственный уровень эмоционального интеллекта и отказываться от неадекватного, неэффективного поведения в пользу более подходящего, которое им важно демонстрировать своим детям на собственном примере.
Развитие эмоционального интеллекта требует усилий всей семьи и приводит к заметным позитивным результатам.
Социальный рост и развитие – ребенок с хорошо развитым эмоциональным интеллектом умеет лучше ориентироваться в социальных хитросплетениях окружающего мира. Стоит учесть, что современные дети растут в высокотехнологичных условиях. Взаимодействие в социальных сетях не равноценно живому социальному общению, и чем сильнее зависимость человека от технологий, тем меньше времени у него остается на взаимодействия с другими людьми. Родители и педагоги должны помогать детям соблюдать баланс между временем, проводимым в мире высоких технологий, и временем во взаимодействии со своими сверстниками и взрослыми людьми.
Успехи в учебе – одна из составляющих высокого EQ – это способность управлять или контролировать собственное поведение, вызванное определенными эмоциями. Это дает ребенку право выбора, возможность выбирать надлежащее поведение вместо неуместного. Выбор дает ребенку чувство контроля над своим миром, что в конечном итоге приводит к повышению уверенности в себе. Чувство уверенности в себе приводит к лучшей школьной успеваемости.
Лучшая динамика семейных отношений – почему ребенок, который демонстрирует образцовое поведение в классе, часто такой «трудный» дома? Дети ведут себя в соответствии с нашими ожиданиями от них. Рост их самосознания в отношении собственных мыслей, чувств и поведения приводит к лучшему самоконтролю и социальной осведомленности. Ребенок, который озадачен управлением собственных эмоций, имеет меньше поведенческих проблем.
Физическое и эмоциональное здоровье – детство не избавлено от стрессов. Детям приходится ориентироваться во все более сложном мире, где правила меняются с завидным постоянством. Стрессовое состояние сказывается на здоровье и благополучии, а оставленное без внимания оно может негативно влиять на иммунитет, артериальное давление, уровень тревожности и депрессии ребенка. Совершенствование эмоционального интеллекта помогает детям развить здоровое чувство самосознания и цели. По мере роста уровня уверенности в себе повышается и жизнестойкость. Дети меньше поддаются беспричинным тревогам и разочарованиям и больше склонны налаживать здоровые отношения с другими людьми.