Подростки, как и взрослые, испытывают стрессы. Тем не менее молодые люди зачастую не владеют необходимыми навыками для того, чтобы справиться с ними. Когда стресс становится слишком интенсивным или длительным, он превращается в состояние, иногда называемое «токсичным» стрессом, последствия которого могут длиться всю жизнь.
Когда наш организм подвергается стрессу, в нем происходит гормональный всплеск и растет уровень кортизола. При этом повышается частота дыхания и сердцебиения и замедляются такие второстепенные процессы, как пищеварение и иммунный ответ. Такую реакцию часто называют эффектом «бей, беги или замри».
Нормальный стресс может быть полезным, помогая подросткам подготовиться к грядущим трудностям, таким как выпускные экзамены или собеседование при приеме на работу. Но воздействие «токсичного» стресса может привести к депрессии, чувству тревоги и появлению зависимостей, а также к физическим проблемам со здоровьем во взрослой жизни, таким как болезни сердца и заболевания печени.
В Центре развития ребенка в Гарвардском университете подразделяют стрессы на три категории:
Позитивный стресс – это нормальная и важная часть здорового развития. Примеры ситуаций, которые могут вызывать позитивный стресс: первый день в школе, приглашение на свидание, устный доклад или выступление на творческом вечере.
Допустимый стресс – это более серьезная и длительная форма стресса. Он возникает в результате таких проблем и событий, как смерть бабушки или дедушки, стихийное бедствие, серьезная болезнь или травма. Если в семье существуют хорошие, теплые отношения со взрослыми людьми, они помогают молодому человеку адаптироваться, смягчают физическое воздействие такого стресса и помогают организму восстановиться еще до появления пагубных последствий. Как правило, требуется время, чтобы успокоиться и восстановиться от последствий допустимого стресса.
«Токсичный» стресс сопровождает сильные, частые и/или продолжительные несчастья, например, физическое или эмоциональное насилие, отсутствие заботы, забвение, экономические трудности или семейные проблемы, такие как злоупотребление алкоголем или психические заболевания в семье. Но, пожалуй, наиболее весомым стрессовым фактором является отсутствие хороших, доверительных отношений ребенка-подростка со взрослыми людьми, которые могли бы помочь ему эффективно справиться с таким стрессом.
«Токсичный» стресс приводит к длительной активации систем реагирования на стресс, не давая человеку времени, чтобы расслабиться и восстановиться. Такое состояние может привести к нарушениям в развитии мозга и негативно повлиять на способность подростка учиться и функционировать в школе, а также на его способность выстраивать доверительные, прочные взаимоотношения. Но если хотя бы один из родителей будет последовательно поддерживать заботливые, благоприятные отношения с ребенком, этого уже будет достаточно, чтобы большинство реакций на стресс были позитивными или допустимыми.
Определяя уровень стресса вашего подростка, учитывайте следующие стрессовые факторы:
Изменения тела и принятие его физических изменений.
Принуждение носить определенную одежду, использовать косметику или носить украшения.
Изменение во взаимоотношениях или проблемы в отношениях со сверстниками и/или родителями.
Требования к успеваемости или оценкам (например, провал на экзамене).
Напряженные отношения или проблемы в семье, такие как развод родителей или употребление алкоголя.
Безопасность и насилие в обществе.
Финансовые проблемы.
Переживания по поводу будущего или при подготовке к поступлению в вуз.
Травля (буллинг), негативные мысли или чувства, а также все, что приводит к снижению самооценки.
Принуждение экспериментировать с наркотиками или алкоголем.
Иногда родителям трудно определить, находится ли их подросток в состоянии стресса и в какой степени. Исследования показывают, что менее 50% детей говорят со своими родителями о своем состоянии стресса. Ниже приведены признаки того, что ваш подросток чрезмерно подавлен.
У него нет времени на общественную жизнь или он чрезмерно занят занятиями в школе, спортом, работой и т. д.
Ему часто приходится поздно ложиться спать, чтобы выполнить домашнее задание.
Он использует фразы, которые свидетельствуют о его перегрузке, такие как «Я никогда не смогу все это закончить!».
Перегибает палку в стремлении к совершенству.
У подростка появляются физические симптомы стресса, такие как головные боли, боли в животе, мышцах или переутомление.
Он отстраняется от семьи, друзей и любимых занятий.
Появляется раздражительность или вспышки гнева.
Ребенок грустит и/или часто плачет или в его глазах стоят слезы.
Испытывает чувство безнадежности или отсутствие мотивации («Что толку?»).
Частые проявления паники, тревоги и нервозности.
Плохо спит.
Переедает или недоедает.
Появляются трудности при концентрации внимания.
Употребление алкоголя и/или наркотиков или участие в занятиях с высокой степенью риска (например, в экстремальных видах спорта или живут половой жизнью, не используя конрацепции).
Родители могут помочь своим подросткам, отслеживая возможные стрессовые факторы и внимательно слушая все, что говорит ребенок. Уделяйте время регулярным беседам с подростком один на один – так вы дадите ему уверенность в том, что он всегда может рассчитывать на вас. Важно также помогать ребенку выстраивать здоровые отношения со сверстниками и другими взрослыми. И последнее, но не менее важное: необходимо на собственном примере демонстрировать подростку хорошие навыки управления стрессом.
Следя за тем, чтобы подросток не был перегружен, родители могут предложить ему различные позитивные занятия, такие как прогулки в парке, прослушивание музыки и другие расслабляющие и успокаивающие занятия, которые помогают облегчить стрессовое состояние. Смех и физическая активность – это также надежные способы снятия стресса. Кроме того, помогайте вашему ребенку видеть события в перспективе (насколько важным будет его плохой результат на тесте по математике через пять лет).
Когда подросток начинает испытывать стресс, вы можете помочь смягчить его последствия, обучая его методам релаксации, включая глубокое дыхание, расслабление мышц и позитивную визуализацию. Вы также можете устранить многие стрессовые факторы, проявляя к вашему подростку позитивное отношение и высказывая искреннюю похвалу за успехи. Когда вы слышите, как ваш подросток негативно высказывается о себе и своих возможностях, перенаправляйте его, указывая на его положительные качества.